ПДД, светофор. Макеты, уголки и центры по изучению правил дорожного движения

Начну издалека, с предыстории. Почему я решила Стасику сделать макет «Дороги».
Уже довольно долгое время сын, как и многие мальчишки увлечён машинками (особенно это увлечение обострилось тогда, когда появился Марк, и Стаса просили посидеть потише, чтобы братик поспал). Но катал он их исключительно по дивану, не на полу. Наш диван в длину 8 метров и зачастую нам негде присесть, потому, что все заставлено машинками. (У нас 2-комнатная квартира, поэтому все наши игры и игрушки находятся в зале).
Стасик любит выстраивать из этих машин паровозики, участвуют, как самые большие, так и машинки-малышки.

Месяца два назад мы с мужем заметили, что ткань, которой оббит диван в одном месте слегка собирается в складку и проезжая на машинке, Стас притормаживал и словно по «лежачему полицейскому» проезжал, далее скорость езды увеличивалась. То есть, ему нравилось проезжать по такой «кочке», иногда он даже сам ее создавал, сминая ткань))).
Много раз мы ему предлагали поиграть на полу, но безуспешно. Мне не жалко, но иногда было просто не удобно. Все таки, посидеть на диване тоже хочется, а Стас этому очень возмущался, т.к. мы создавали лишние препятствия на «ЕГО дороге». И смех и грех)))
В один прекрасный миг пришла мысль создать ему такую дорогу, игровую.(чтоб диван освободил)))). Раз уж ему так это нравится. Нашла в интернете воплощение подобных идей. Дело осталось за малым: все подготовить и начать. В итоге я собралась за работу спустя 2 месяца. На это ушло 2 недели (естественно потому, что все делалось черепашьим темпом, но на это были весомые причины – мои дети)))).
И вот, что вышло. Нашими с мужем совместными усилиями создался такой макет.


Дальше я опишу поэтапно, что, зачем мы делали, вдруг и вы соберетесь сделатьи вам это пригодится))) практически все пошагово я зафотографировала. По плану такой макет создавался для маленьких машинок (ну, ещё бы…)))
Моя сестра любезно отдала нам коробку от старой настольной игры. Она плоская и большая, с не высокими бортиками. То, что надо. Я остановилась на том, чтобы и крышку, и основу коробки соединить вместе, чтобы дорога была побольше. Не измеряла, но примерно в длину она вышла приблизительно 1 м 80 см…и в ширину около 70 см…
У основной части коробки посредине проходил еще один бортик-разделитель. Я его частично тоже решила задействовать в работе и сделала прорези – проезды.
Дальше собрала для зданий коробочки разного размера.


На одной части коробки был глянцевый рисунок, в последствие краска бы его не взяла, я местами это оклеила бумагой и малярным скотчем.


Папе было дано задание соорудить двухуровневый гараж (у Стаса тоже к этому особая любовь, все машины обязательно должны заезжать в гараж.). у обоих этажей гаража спуски – съезды с разных сторон. Он довольно большой, поэтому «поселился» в углу макета.
Оклеила коробочки бумагой. Сделала к ним подписи (по Доману ведь все таки занимаемся))) Здания сделаны исходя из того, какие у Стаса были машинки – пожарная, скорая, полиция, аварийная служба и т.д..ну, а школа, садик, магазин и многоквартирный дом это так, для наполненности.
Муж меня, правда, покритиковал за то, какие я нарисовала окна…: Где ты такие видела?...я: не знаю, я всегда так окна рисую)))
Изначально я хотела все здания покрасить, но эффект мне не очень понравился.. поэтому так сделала только 2 – полицию и магазин.


Наметила на коробке, где эти здания потом будут стоять.
Если честно, все это время я не много переживала, что мы сделаем, а сын играть там не будет, но он потом успокаивал меня тем, что хотел играть в эту игру, когда она была еще такой)))


Когда все подготовительные работы закончились, «посадила» все здания на место на двусторонний скотч.


Приступила к покраске. Решила начать с зелени, с травы. Красила все гуашью в два слоя. У травы 2 слоя + третий мазки – имитация травы.


Еще, вспомнила о том, что непременно должны быть кочки – «лежачие полицейские». Взяла втулку от пищевой пленки, она длинная и крепкая. Муж разрезал ее вдоль и я приклеила на двусторонний скотч по всей дороге, аж 4 «лежачих».


По кругу у меня пошла железная дорога. У нас есть маленький паровозик. Раскрасила ее подложку


И рельсы. Приступила к закрашиванию автомобильной дороги.


Когда все высохло папа сделал разметку при помощи ленточного корректора, очень удобно. И полагаю, если бы он это делал белой краской по черному, то она бы, наверное, серела и было бы не так ровно.


И еще одной фишкой для Стасика был шлагбаум, который регулирует движение на основной дороге в гараж от железной дороги. Так смешно было, я и дедушке и папе сказала, что нам нужен шлагбаум, придумайте и сделайте нам его из чего хотите, и чтоб он открывался и закрывался. Я могу лишь предложить палочки от эскимо, которые насобирала моя сестра. В итоге муж сделал его из маленьких досочек-брусочков, это основание. В одном проделал дырочку, соединил ее с палочкой от мороженого зубочисткой, вуа-ля. Все открывается и закрывается и довольно крепко, вряд- ли поломает.


Однажды проснувшись после дневного сна, Стас пришел в восторг. С разметкой дорога имела совершенно другой вид, как настоящая. И уже стал играть.


Мне оставалось добавить детали: дорожные знаки и докрасить забор.
Дорожные знаки получились размером с 10-рублевую монету. Я их распечатала на принтере и соединила скотчем с зубочисткой, хорошо заламинировала им. Вот такие крошки получились:


В сам макет мы их вставили так: толстой иголкой прокололи дорогу, вставили туда готовый знак, чуть капнули супер - клеем. И все надежно стоит. Снизу коробки эти места проклеили скотчем, чтобы не цеплялись.


Готово! Прошу строго не судить.
Я поясню, что этот макет делался исключительно, как игровой и лишь кое-где его можно использовать еще и как обучающий. Разметка на дороге условность, во многих местах полоса движения тоньше, чем машинка.. Не все правила соблюдены..
Дорожные знаки не в таком количестве, как должно было бы быть в реальности. Все потому-что мне не хотелось загромождать дорогу знаками, Стасику было бы просто не удобно играть. Они скорей так…для антуража))) но практически соответствуют своему расположению, так как надо..
Выучим знаки мы позже, в другой форме, а пока будем играть!
Стас заценил нашу работу. Особенно нравится ему катать машинки со спусков из гаража, проезжать по кочкам и через шлагбаум. Он иногда, правда, едет не совсем по дорогам, по траве, просто играет так как хочет, маленький еще…ему все эти правила побоку)))
А теперь фото результата в разных ракурсах, вблизи, вдалеке, сверху, сбоку и с играющим Стасом)))










Буду рада, если вам понравится.
Мы с мужем довольны, потому-что доволен наш сын.
Бюджетно (затрачено 0 руб., все было дома), оригинально, ручная работа, в которую вложена наша душа, наше творчество.

Участник выставки:

Участник выставки:

Ушакова Елена Анатольевна,

воспитатель

МАДОУ детский сад «Сибирячок» корпус №2

«Макет для изучения правил дорожного движения в детском саду для детей второй младшей группы»

Макет предназначен как для непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Данное пособие можно использовать при интеграции образовательных областей: "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Коммуникация", "Познание", а также оно обеспечивает развитие игровых навыков. Оно будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей

Краткое описание изготовления макета:

Макет был изготовлен из бросового материала: цельная часть большой картонной коробки и коробочек из под сока. А так же из разноцветной самоклеющейся и цветной бумаги, с помощью ножниц, клея, скотча, карандаша и линейки.

На лист картона наклеиваются части зеленой полосы на дороге, тротуары, дорожная разметка, небольшое озеро. Получившуюся дорогу лучше всего для прочности закрепить при помощи скотча. Коробочки от продуктов обклеиваются самоклеющейся бумагой, а за тем оформляются окна, двери разной формы, величины и цвета. Светофор изготавливается путем наклеивания на брусок кружков цветной бумаги – красного, желтого и зеленого.

Также в макете представлены набор автомобилей и водного транспорта, фигурки людей и животных для обыгрывания различных сюжетов.

Цели и задачи макета.

Цель: Формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  • Ø Создать условия для сознательного изучения детьми ПДД.
  • Ø Обучать детей необходимому минимуму ПДД.
  • Ø Сформировать первоначальное представление о движении пешеходов и транспорта на дорогах и улицах.
  • Ø Учить детей использовать полученные знания.
  • Закреплять умения сравнивать (находить сходства и различия).
  • Ø Обогащать и расширять словарный запас детского кругозора.
  • Ø Формировать навык составления короткого рассказа.
  • Ø Развивать у детей память, мышление, воображение.
  • Закреплять знания детей о формах, размерах и цветах.
  • Вырабатывать у детей привычку правильного поведения на дороге.

Использование макета для изучения правил дорожного движения

во второй младшей группе

1) Дорога.

Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней.

Краткое описание: Воспитатель в игровой форме рассказывает о пешеходах, тротуаре и пешеходном переходе. Последний, отмечен белыми полосами, полосатый как зебра. Читает стихотворение об этом переходе.

Наш ребенок очень мал,

Но о многом он узнал,

И дорогу перейдет

Только там, где “ПЕРЕХОД”

– Где бы мне, – кричит, – найти

“Зебру”, чтоб по ней идти?

Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы?

Игра “Пешеходы”: Дети берут в руки фигурки людей и животных. Они – пешеходы. Пешеходы повторяют стихотворение и переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.

2) Шофёры.

Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения для машин.

Краткое описание: Воспитатель в игровой форме сообщает, где и как должны двигаться машины. А потом просит показать на макете, как ведут себя на дороге шоферы за рулем машин?

Игра “Шоферы”.

Дети разбиваются на несколько групп: одни – пешеходы (берут в руки фигурки людей), другие – шоферы (берут в руки машинки). Шоферы “садятся” в машины и едут только по дороге, останавливаясь перед пешеходным переходом, если по нему идут пешеходы. А пешеходы вместе переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра повторяется несколько раз, дети меняются ролями.

3) Светофор.

Цель: Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого цвета “глаз” светофора.

Краткое описание: Воспитатель, используя макет светофора, рассказывает о принципе его работы. Читает стихотворение:

На красный свет – дороги нет!

На жёлтый – подожди! ...

Когда горит зелёный свет

Счастливого Пути!

Игра “Шоферы” (с усложнением).

В правила игры добавляется светофор (регулирует воспитатель). Машины на красный свет останавливаются, а в это время для пешеходов загорается зеленый свет, и они переходят дорогу.

4) Путешествие по нашему селу.

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Краткое описание: Воспитатель напоминает, что наше село состоит из домов, людей, в которых они живут; магазинов, больницы, дорог, тротуаров, пешеходных переходов и машин. Предлагает отправиться в путешествие по нашему селу, используя макет.

Игра “Шоферы” (со светофором).

Данные занятия создают основу для дальнейших сюжетных игр с детьми. В последующих играх предполагается рассказать какому-либо сказочному персонажу о правилах дорожного движения; оказать помощь героям, попавшим в аварию или нарушившим правила движения; отправится в гости или на экскурсию.

Использование макета в разных образовательных областях.

Макет не оставляет равнодушными детей как на непосредственно образовательной деятельности так и во время самостоятельной деятельности. Игры посредством макета способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, активизации словарного запаса детей. Воспитанники придумывают свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода.

Формирование элементарных математических представлений:

ü Совершенствовать умение сравнивать по высоте и ширине.

ü Упражнять в сравнении групп предметов

ü Закрепить знание цветовой палитры.

ü Формировать пространственные ориентиры: слева, справа, впереди и др.

ü Упражнять в определении геометрических фигур.

Безопасность:

✓ Беседы "Из чего состоит дорога" (проезжая часть, тротуар, переход).

✓ Беседы "Мой друг Светофор" (как правильно переходить дорогу).

✓ Беседы "Правила движения транспорта".

✓ Закрепить знание сигналов светофора.

Социализация, труд:

ü Беседы, ситуативные разговоры по теме "Профессия строитель", "Профессия дорожник", "Профессия полицейский", "Общественный транспорт", "Специализированная техника" и т.д.

ü Чтение различных рассказов про взаимовыручку и взаимоуважение на дороге.

ü Различные сюжетные игры.

Речевое развитие:

ü Беседы, рассматривание.

ü Чтение стихов.

ü Составление коротких рассказов.

ü Отгадывание загадок.

ü Кукольный театр по правилам движения.

ü Составление сказок.

Познание:

ü Познакомить с различными видами транспорта.

ü Расширить представление о родном селе.

ü Продолжать знакомить с людьми разных профессий.

Подводя итоги, следует отметить, что макет – элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.

Макет предназначен для изучения правил дорожного движения для детей второй младшей группы. В будущем предполагается усложнение данного пособия с учетом возрастных особенностей детей: добавление знаков дорожного движения, стоянки, зданий и другое.

Чем раньше мы начнём изучать ПДД, тем быстрее у ребят сформируется привычка грамотного поведения на дорогах.

Мастер-класс изготовления игрового макета "Улица города"

Норкина Оксана Сергеевна
Воспитатель МАДОУ детский сад №21 «Росинка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Мастер-класс рассчитан на воспитателей, но может пригодиться и родителям.
Назначение: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части.
Цель: изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице;
- активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД,
Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.

Описание:
I этап - основа для макета Для изготовления основы игрового макета «Улица города» нам понадобится: 2 кусочка от панели МДФ (у меня они по 53 см), шарнир рояльный, винтики и гайки для крепления.


Дрелью просверливаем отверстия в панелях МДФ в выбранных местах, крепим рояльный шарнир винтиками и гайками.


Чтобы наш макет стоял под углом 90 градусов и не падал назад, с одной стороны прикручиваем уголок ограничитель (у меня это часть крепления от старой гардины), закрашиваем нижнюю часть нашего макета черной краской.


Теперь будем оформлять верхнюю вертикальную часть макета. Для его оформления берем 2 картинки с изображением домов (я себе скомпоновала такие).



Распечатываем картинки в двойном экземпляре, ламинируем, если нет ламинатора то можно просто обклеить скотчем. Картинка становится ярче и легче ухаживать за макетом – вытирать пыль например.
По одному экземпляру наших заламинированных картинок наклеиваем, стыкуя на макет, вот что у нас должно получится.


Теперь будем придавать картнке объем. Для этого со вторых экземпляров вырезаем здания по своему усмотрению, и наклеиваем их на заранее приготовленные заготовки из потолочной плитки - одинарные дальний план и двойные передний план, в своей работе я использовала клей для потолочной плитки «Мастер»


Вырезаем здания канцелярским ножом


Наклеиваем (использую все тот же «Мастер») на макет, у нашей улицы появилась «глубина».


Переходим к оформлению проезжей части. Берем строительный скотч выделяем пешеходный переход, разделительную полосу, т.е то что мы будем закрашивать белым, все остальное закрываем.


В работе использую обычные аэрозольные краски в баллончике, продаются в любом строительном магазине, быстро сохнут, удобны в использовании. Выделили все линии белым – снимаем скотч. Проезжая часть и переход готовы.


II этап - Бумажные машины. Теперь распечатывает шаблоны бумажных машин, на просторах интернета их огромное множество, для примера возьмем такие.


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Распечатанные шаблоны ламинируем (1 лист ламинированной пленки- 2 листа шаблонов с автомобилями) листы складываем белыми сторонами внутрь. Ламинируем для того, чтобы машинки стали более жесткими, яркими и появилась возможность их протереть. Когда лист заламинирован, разрезаем его по контуру и у нас получается 2 листа заламинированных по цветной стороне, вторая сторона остается не заламинированной (бумажной) – бумага лучше склеивается, а ламинированные машинки блестят. Вот так выглядит разрезанный с 3-х сторон ламинированный лист с шаблонами.


Вырезаем шаблоны машин, склеиваем.


III этап - дорожные знаки. Теперь переходим к изготовлению дорожных знаков.
Материалы: листы обычной офисной бумаги белой у меня ушло 2 шт, потолочная плитка (лучше моющаяся), канцелярский нож, зубочистки, клей мастер, мозаика 3 цветов (красная, желтая, зеленая), заламинированный лист с заготовками знаков, я использовала такой.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вырезаем и наклеиваем 1 экземпляр на плитку, вырезаем канцелярским ножом по контуру, с другой стороны наклеиваем 2 экземпляр(по желанию можно вторую часть знака не наклеивать. Делаем подставочку для наших знаков. Берез лист белой бумаги и нарезаем полоски 4-5 мм по длинной стороне листа. Для одного знака, нужно 5 полосок.. Берем одну полоску и накручиваем ее на зубочистку формируя тугой «ролл» - это верхняя часть подставки. Склеиваем в длинную полоску 4 полосы, скручиваем в «ролл». На большой ролл ставим сверху маленький, склеиваем. Обмакиваем край зубочистки в клей, протыкаем наши "роллы", другим краем зубочистки протыкаем заготовку с дорожным знаком. Все наш знак готов.


Чтобы светофор был более объемным добавим в огоньки маленькой мозаики соответствующих цветов, проколов дырочки шилом, вставляем мозаику.


Наш автопарк


Наши знаки


Спасибо всем за внимание!

Макет по ПДД для ДОУ «Перекресток» своими руками

Автор: Элекина Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад «Лучик» Илекского района Оренбургской области.
Описание материала : Мастер-класс рассчитан на воспитателей, но может пригодиться и родителям.
Назначение: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части.
Цель: изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи :
- познакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице;
- активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД,
Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.
Материал: Для этого мне понадобились: стол, краски гуашь, лак бесцветный, клей, ножницы, цветной картон, цветная бумага, крышки из под бутылок, палочки из под мороженного, дорожные знаки (их я распечатала мелким форматом), двухсторонний скотч, простой карандаш, ластик, игрушки машинки.

1. Для начала нужно подготовить основу, стол разделила на 4 части, нарисовать простым карандашом контур дороги и один край изогнуть (сделала поворот).


2. Берем краски, черным цветом выделяем саму дорогу, а зеленом траву. Белой краской выделяем пешеходную дорожку и прерывистые линии в вдоль дороги. Когда высохнет краска гуашь, покрываем стол лаком бесцветным.


3. Далее готовим деревья, дорожные знаки. Для начала вырежем из цветного картона силуэт дерева. Лист картона сложим пополам и нарисуем силуэт дерева, подрисуем ветки, вырезаем. Склеиваем между самой, но оставим небольшой промежуток внизу для того чтобы вставить стойку. Знаки можно распечатать на цветном принтере.



4. Готовим стойку, берем крышку из под бутылок прорезаем (плавим) горизонтальную дырочку (сделать дырочку легко, накалив горизонтальную отвертку на огне), чтобы туда можно было вставить палочку из под мороженного. Другой край палочки приклеиваем двухсторонний скотч (с двух сторон). На скотч приклеиваем форму дерева, дорожные знаки.


5. Для домов вы можете взять любые коробки, которые найдете дома, нужного размера и обклеить бумагой. Из цветной бумаги вырезаем окна и приклеиваем.


6. Дальше знаки, деревья и дома выставляем на стол. Если у вас получились большие деревья и они падают, то можно в крышку положить пластилин и приклеить к столу.



7. И последнее, чтобы оживить перекрестов ставим игрушки (машинки, человечков) на свои места.

Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к этой проблеме зачастую приводит к беде. Именно поэтому задача педагогов ДОУ - планомерно знакомить воспитанников с азами дорожной грамоты начиная с ясельной группы, ведь всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти. Частью этой важной работы является обязательное создание во всех группах зоны ПДД.

Задачи создания центра ПДД в разных возрастных группах

Малыши дошкольного возраста сами по себе ещё не осознают истинной опасности, подстерегающей их на дороге. Например, им трудно оценить расстояние до подъезжающей машины, определить её скорость. Ребята наивно полагаются на свою ловкость и быстроту, потому не боятся выехать на своём велосипедике на проезжую часть, затеять там весёлую игру. Именно для того, чтобы никогда не случалось подобных ситуаций, современная дошкольная педагогика предполагает регулярную работу по обучению воспитанников детского сада ПДД, при этом во всех группах организуются особые тематические зоны.

Сами по себе дошкольники не способны осознать опасности, которые их подстерегают на дороге

Этот развивающий уголок имеет определённые задачи, обусловленные возрастом воспитанников.

Ясельная группа.

  1. Познакомить малышей с видами транспорта - легковой и грузовой игрушечной машинкой: сравнить их между собой, также детям даётся понятие общественного транспорта.
  2. Рассказать о деталях, из которых состоит любой автомобиль.
  3. Научить распознавать сигналы у светофора красного и зелёного цвета.

Вторая младшая группа.

  1. Последующая работа по различению средств транспорта.
  2. Ребята узнают, как необходимо вести себя, находясь в общественном транспорте.
  3. Вводится понятие проезжей части и тротуара.
  4. Закрепляются знания светофорных сигналов, к ним добавляется жёлтый цвет, объясняется его значение.

Средняя группа

  1. Изучение элемента проезжей части - пешеходного перехода, объясняется его внешний вид и назначение.
  2. Дошкольники узнают, что такое правостороннее движение.
  3. Малыши узнают, что существует светофор для пешеходов, а ещё один нужен водителям (когда на одном загорается красный цвет, то на другом - всегда зелёный).

Старшая группа

  1. Вводится понятие «Перекрёсток».
  2. Дошкольники узнают значение ключевых дорожных знаков, их подразделение на категории (информационно-указательные, запрещающие и т. д.).
  3. Знакомство с профессиональной деятельностью регулировщика: его атрибутами, значением жестов.

Подготовительная группа

  1. Систематизация знаний по теме ПДД.
  2. Разрешение проблемных ситуаций, которые потенциально могут произойти на дороге (их ещё именуют дорожные «ловушки»).

Однако, ключевая роль в обучении маленьких детей ПДД всё же принадлежит родителям (важен, прежде всего, их положительный личный пример). Именно поэтому воспитатель должен уделять отдельное внимание взаимодействию с семьёй в этом направлении. В раздевалке создаётся отдельный тематический стенд, где вывешивается различная информация, заметки, рекомендации, консультации. Здесь же располагаются папки-передвижки.

Такой стенд, если он красочно оформлен, будет интересен и детям, особенно в старшем возрасте.

Красочный стенд с игровыми персонажами, несомненно, заинтересует и детей

Если в раздевалке не очень много места, то информацию по ПДД можно включать в основной стенд для родителей (обычно он носит название типа «Для Вас, родители»): для этого выделяется отдельный «кармашек».

Важные требования к оформлению уголка ПДД согласно ФГОС

При создании любой развивающей зоны в группе, включая центр ПДД, воспитатель должен руководствоваться требованиями ФГОС.

  1. Оборудование уголка должно соответствовать потребностям данного дошкольного возраста. К примеру, внимание малышей очень заинтересует яркое оформление, детали в этом возрасте не должны быть слишком мелкими. При работе с малышами 2–4 лет особое внимание необходимо уделять сенсорному развитию (например, это рули с кнопочками, пазлы-вкладыши и пр.). Для будущих же школьников обязательно наличие пособий, способствующих коммуникативному и логическому развитию - это разноплановые дидактические игры, карточки с проблемными ситуациями и пр.
  2. Материал в центре ПДД следует располагать в свободном доступе детей, ведь эта зона создана для их самостоятельной деятельности. В любой момент ребёнок может взять понравившуюся ему машинку или игру.
  3. Высокая эстетичность оформления уголка. Любая развивающая зона в группе должна способствовать формированию у дошкольников художественного вкуса. В дизайне центра ПДД должны присутствовать подходящие игровые персонажи, творческие работы воспитанников на данную тему.
  4. Многофункциональность зоны. Игровая среда должна легко видоизменяться в зависимости от обучающей ситуации. Уголок ПДД по ходу детской деятельности можно объединять с другими зонами, например, совместить сюжетно-ролевую игру «Скорая помощь» и «Работа инспектора ПДД»: случилась авария и пострадали люди, которым оказывают помощь врачи. Другой вариант - водитель заехал на заправку, там платит за бензин и покупает себе еду или пьёт кофе за столиком (совмещение с игрой «Магазин» или «Кафе»).
  5. Вариативность уголка. Воспитатель обязательно регулярно обновляет оборудование в центре ПДД (к примеру, предлагает новые игрушечные автомобили, дидактические игры, художественную литературу), а также меняет элементы оформления (вывешивает новый детский рисунок на тему дорожного движения).

Согласно требованиям ФГОС уголок должен быть многофункциональным

Как на любую развивающую зону, на уголок ПДД педагог оформляет свой паспорт. Там указывает название уголка, его задачи согласно возрасту воспитанников и подробно перечисляет имеющееся оборудование. Также указываются виды деятельности, которые могут осуществляться в центре ПДД.

Наполнение уголка ПДД зависит от возраста воспитанников (ведь каждый из них имеет свои задачи изучения дорожной грамоты).

Ясельная группа

  1. Комплект грузовых и легковых машинок, игрушечный общественный транспорт (например, автобус).
  2. Картинки, изображающие виды транспорта.
  3. Красные и зелёные круги, обоначающие сигналы светофора.
  4. Простейший макет светофора для пешеходов.
  5. Атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры «Шофёры»: это разноцветные рули, шапочки и жилеты с эмблемами различных автомобилей, нагрудные значки.
  6. Дидактические игры: «Помести каждый автомобиль в свой гараж», «Светофор» (на соответствие размера или цвета машины и гаража), пазлы из четырёх элементов с изображением транспорта, деревянные пазлы-вкладыши.

Пособие, развивающее мелкую моторику, подойдёт для ясельной группы

Вторая младшая группа

Вышеуказанные пособия пополняются новыми.

  1. Более полный набор игрушечных машин и картинок, помогающих классифицировать виды транспорта.
  2. Элементарный макет улицы с чётким разграничением тротуара и проезжей части (хорошо, если он будет крупным).
  3. Макет светофора для водителей (плоскостной).
  4. Художественная литература.
  • Стихотворения С. Михалкова «Светофор»;
  • «Велосипедист»;
  • «Моя улица».

Издания непременно следует выбирать красочные, с яркими картинками.

Во второй младшей группе малыши знакомятся с новыми видами машин, например, спецтехникой

Средняя группа

  1. Макет светофора, где переключаются сигналы (работает на батарейках).
  2. На макете улицы добавляется пешеходный переход.
  3. Дидактическая игра «Построй светофор» (задача ребёнка - выложить кружки на модели в нужной последовательности).
  4. Художественная литература:
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • А. Дорохов «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум;
  • Б. Житков «Светофор».

В средней группе на макете улицы обязательно появляется пешеходный переход

Старшая группа

  1. Более усложнённый макет перекрёстка, имеющего съёмные детали: ребята могут самостоятельно моделировать улицу.
  2. Кмоплект дорожных знаков.
  3. Карточки-схемы, изображающие жесты регулировщика.
  4. Основные элементы одежды инспектора ДПС и атрибуты (его фуражка, жилет, жезл).
  5. Дидактические игры, касающиеся дорожных знаков.
  6. Художественная литература:
  • Н. Носов «Кирюша попадает в переплёт»;
  • Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
  • Г. Демыкина «Песенка дорожных знаков»;
  • Н. Кончаловская «Самокат».

Воспитатель может изготовить дорожные знаки самостоятельно либо приобрести готовый набор

Подготовительная группа

  1. Картинки с изображением опасных ситуаций, которые могут произойти на проезжей части. Для их демонстрации педагог может изготовить импровизированный монитор компьютера либо экран телевизора.
  2. Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Экзамен в автошколе»: окошечко выдачи прав, водительские удостоверения, одежда инспектора, который принимает экзамен.
  3. Макет дороги с переключаемыми сигналами светофора (работают на батарейках).
  4. Более расширенный комплект дорожных знаков.
  5. Художественная литература: В. Иришин «Прогулка по городу», энциклопедии на тему транспорта.

К каждой ситуации нужно подобрать соответствующий знак, а импровизированные водительские права выдавать детям в ходе игры

Что касается стендов для родителей в раздевалке, то основным их содержанием будут консультации по актуальным темам, касающихся ПДД.

  1. «Приёмы обучения ребёнка дорожной грамоте».
  2. «Стикеры».
  3. «Автокресло».
  4. «Первая доврачебная помощь при ДТП».
  5. «Дидактические игры по дорожной грамоте для дошкольников».
  6. «Летим в самолёте вместе с ребёнком».

Фотогалерея: консультации для родителей

Тема детских автокресел очень актуальна для родителей, которые водят машину Консультация содержит конкретные советы по обучению ребёнка ПДД Фликер на одежде ребёнка - реальный способ уберечь его от опасности

Уголок ПДД должен иметь оригинальное и запоминающееся название, которое должен продумать педагог. Можно обратить внимание на такие варианты.

  1. «Юные пешеходы».
  2. «Дорожная азбука».
  3. «Внимание: дорога!»
  4. «Мы - пешеходы».
  5. «Школа светофорика».

Оригинально оформляем уголок ПДД

Одно из требований ФГОС - эстетичность оформление развивающей зоны. Существует масса вариантов красивого дизайна уголка ПДД, всё здесь зависит от фантазии педагога и возраста воспитанников.

Прежде всего, внимание детей привлекут изображения игровых персонажей на стене уголка. Это может быть весёлый светофор с антропоморфными чертами, мальчик-регулировщик или мультяшный инспектор ДПС. Можно найти в магазине готовые виниловые наклейки или же сделать фигурки своими руками из картона, пенопласта, потолочной плитки.

Добрая красочная фигурка, безусловно, привлечёт внимание детей

Можно прикрепить на стене наклейку - участок дороги вместе с пешеходами. Ребятам будет также интересно разглядывать замок, где находится королевство дорожной грамоты, или любоваться своим коллективным рисунком на тему ПДД.

Все средства наглядности (плакаты, рисунки) сделают уголок ПДД более интересным

Это могут быть красочно оформленные дорожные знаки: если они постоянно будут в центре детского внимания, дошкольники быстро их запомнят.

Постоянно наблюдая яркие знаки, ребята быстрее их запомнят

Если воспитатель работает в старшей или подготовительной группе, то в уголок можно поместить большой стенд в виде макета автомобиля, на котором в пластиковых кармашках будут размещаться картинки, загадки, кроссворды, лабиринты по ПДД и прочий занимательный материал.

В пластиковых конвертах находится информация по теме

Оригинальная идея - поместить в центр ПДД большой макет автомобиля, вырезанный из картона. Данная вещь не просто вызовет восторг малышей, но и пригодится для их сюжетно-ролевых игр.

Обязательный атрибут уголка ПДД - это, конечно же, макет улицы (начиная со второй младшей группы). Его легко смастерить своими руками. Для этого педагогу понадобится плотный картон и самоклеящаяся бумага.

Макет дороги можно быстро изготовить своими руками

Чёрная самоклейка станет проезжей частью, зелёная - обочиной, а белым цветом выделяются перекрёстки, разметка дороги и тротуары.

Для создания макета понадобится бумага чёрного, зелёного и белого цвета

В качестве домов можно использовать обычные кубики.

Кубики можно обклеить бумагой или просто обозначить на них окна

Как вариант - можно соорудить картонные постройки (в этом воспитателю могут помочь старшие дошкольники).

Дома и светофоры из картона можно сделать очень быстро

Макет дороги желательно разместить на специальном столике. Причём, если он достаточно плотный, то можно переносить его с места на места, что очень удобно.

Под макет хорошо выделить отдельный столик, к которому дети свободно могут подходить

Фотогалерея: интересные идеи оформления уголков ПДД

На макете представлена различная городская инфраструктура На верхней полке представлен целый город с высотными домами Необычный макет дороги, который можно использовать как скамейку Если в группе не очень много места, выручит такой вариант Вверху - макет дороги, на полках - игрушечные машинки разных размеров Уголок удобно расположен - доступен детям со всех сторон

Виды деятельности в уголке ПДД в детском саду

В уголке ПДД можно предлагать ребятам самую разную самостоятельную работу. Конечно, ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Именно в такой форме любой малыш скорее поймёт правила дорожной грамоты.

При работе с будущими школьниками, конечно, большую роль также играет занимательная беседа.

  1. Дидактические игры по теме дорожного движения. Для младших дошкольников это будут пазлы, «Помести машину в свой гараж», «Подбери автомобилю колёса» (соответствие размера и цвета), «Собери светофор» (заполнить недостающие окошки в каждой модели). В более старшем возрасте актуальными будут пособия на закрепление дорожных знаков, будущие школьники также любят настольно-печатные игры с использованием фишек и кубика.
  2. Игры-моделирование тех или иных дорожных ситуаций. В них используются настольный макет дороги и игрушечные машинки.
  3. Сюжетно-ролевые игры. Малыши обожают перевоплощать в представителей различных профессий, примерять на себя те или иные социальные роли. Тема ПДД предоставляет для этого много возможностей: «Инспектор ДПС на дороге», «Экзамен в автошколе», «Поездка в автобусе» (самолёте), «Поездка в автосервис», «Автозаправка» и пр. В центре ПДД должно находиться всё нужное оборудование для таких игр: накидки, шапочки, рули, комплект инструментов автослесаря, атрибуты инспектора, напольный макет светофора и пр.
  4. Рассматривание плакатов, картинок и иллюстрированных книг по теме ПДД. Такая деятельность помогает ребятам понять, как повести себя в определённой дорожной ситуации.

Фотогалерея: виды работ в центре ПДД

Инспектор ДПС объясняет своим ученикам правила вождения В разном возрасте дошкольники любят игры-моделирования с машинками и макетом дороги Многие ребята, особенно старшие дошкольники, любят подолгу рассматривать картинки на интересную им тематику, например, транспорт или дорожные знаки Старшие дошкольники обычно любят настольно-печатные игры с фишками

Видеоматериалы по теме

Интересно познакомиться с образцами наполнения и оформления уголков ПДД в передовых дошкольных учреждениях.

Видео: уголок ПДД в детском саду

Руководитель ДОУ рассказывает, что уголок ПДД - это часть работы по обучению воспитанников дорожной грамоте

Видеопрезентация: лучший уголок по ПДД в МКДОУ № 11 «Малышка» г. Элисты

Подробно демонстрируются пособия, представленные в центре ПДД в группе и в раздевалке

Видеопрезентация уголков ПДД в детском саду «Яблонька» г. Тольятти

Представлены центры ПДД в различных возрастных группах: от первой младшей до подготовительной

Поучительный мультфильм по ПДД для родителей

Диск с мультфильмом можно разместить в уголке ПДД в раздевалке.

Насыщенное движение на дороге - примета современной общественной жизни. И дети невольно вовлекаются в этот процесс, потому им просто необходимо уже в раннем дошкольном возрасте постигать основы дорожной грамоты. Развивающий центр в группе снесёт свою важную лепту в это занятие. Малыши на практике смогут примерить на себя роль водителя и пешехода, рассмотреть поучительные картинки, поиграть с интересными пособиями. Задача педагога - сделать зону ПДД яркой и красочной, доступной малышам. И тогда им захочется проводить там больше свободного времени.

Статьи по теме: