Название лагеря труда и отдыха для детей. Лагерь труда и отдыха как форма социализации личности подростка

Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, мы имеем в виду два аспекта. Первый состоит в пользе труда, т. е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Второй связан с воспитанием и его целью - формированием всесторонней, гармонично развитой личности.

Труд, точнее сказать, воспитание трудом является важным средством для осуществления этой цели. Именно поэтому мы говорим о трудовом воспитании и его задачах. Рассмотрим важнейшие из них.

Необходимо воспитывать в ребенке убеждение, что труд на благо общества является единственной морально оправданной формой существования человека, и одновременно развивать в нем потребность трудиться.

Говоря о роли труда в гармоничном развитии человека, нельзя останавливаться лишь на моральных аспектах, поскольку труд влияет и на умственное развитие личности. Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, хороший сон, т. е. труд является средством восстановления нервной системы.

Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физическом труде, чтобы отдохнуть от занятий. Поэтому пребывание в лагере должно быть для детей временем отдыха, который, в сущности, представляет собой чередование физического и умственного труда. При этом следует учитывать возраст детей, их физическое развитие, состояние здоровья, предыдущую физическую подготовку и в зависимости от этого давать посильные задания, которые они действительно способны выполнить.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели - повод похвалить их.

Очень важно, чтобы ребята делали полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.

Желательно, чтобы дети принимали участие в организации и благоустройстве лагеря, поддержании чистоты и порядка в нем. Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Первые дни пребывания в лагере заполнены волнениями и работой. Все советуются, делятся мыслями, предложениями, и лагерь под руками ребят на глазах преображается. Расчищаются площадки, дорожки, подновляются прогнившие ступеньки, ставятся перила, строятся мостики через ручьи и канавки, делаются новые ящики и подставки для цветов. Как грибы после дождя, всюду вырастают новые дополнительные постройки, символизирующие лагерь: флагшток, арка над входом, наблюдательная вышка, сторожевая будка, навесы для дров и инструмента; оформляются стенд пожарной охраны и стенд с образцами узлов, ориентировочная карта лагеря и окружающей местности, стенные газеты, уголок лагерной символики, площадка для костра; навешиваются почтовые ящики; украшается помещение столовой, делаются подсобные приспособления для нее: незамысловатые сушилки, разделочные доски и т. п.; выбирается подходящее место для летнего кино или театра с естественными сценой и кулисами. Какой простор для фантазии и смекалки!

Создаются спортивные площадки, беговые дорожки, площадка для прыгунов из песка или опилок, тир для стрельбы из пневматического ружья, мишени для стрельбы из лука; устанавливаются лагерные термометр, барометр, солнечные или водяные часы. Необходимо также привести в порядок пляжи для купания: расчистить вход в воду, сделать буйки, отремонтировать паром и лодочную пристань, построить водяную горку и вышку для прыжков в воду, плот и др.

В лагерях стационарного типа трудовую деятельность рекомендуется ориентировать на постройки многолетнего пользования. Никогда не давайте рабочее задание детям в форме приказа, без предварительного объяснения. Каждое задание сначала обсудите со всем отрядом, дайте ребятам возможность обдумать детали, поддержите интерес и инициативу детей, создайте впечатление, что они сами решают, как организовать работу и руководить ею.

Только сделанное собственным трудом приносит чувство радости и удовлетворения. Дети могут принимать участие и в более крупном строительстве в лагере, но основная часть работы при этом ложится на вожатого, который организует работу и отвечает за безопасность детей.

Как организовать лагерь труда и отдыха

Ксения КРОТОВА ,
заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 1516

Марина ГОРБАЧЁВА ,

Марат КУТНАЕВ ,
заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 1516

Вот почти и пролетел учебный год, как обычно быстро и незаметно… Ещё совсем немного времени - и позади останутся школьные экзамены, выпускной вечер. Кто-то уйдёт из школы навсегда, ну а кому-то в сентябре вновь возвращаться в класс, оставив в памяти яркие . Как сделать их незабываемыми? Можем ли мы, взрослые, помочь ребятам организовать свой, почти самостоятельный, отдых? Можем. Конечно, нелегко и даже немного страшно начинать всё в первый раз, да и выбрать среди огромного количества возможностей тот вид летнего отдыха, который подходит именно вашей школе, сложно, но ведь результат усилий того стоит? Тем более что наградой вам будет… Впрочем, о наградах чуть позже.

Итак, что же выбрать? Зарубежную стажировку, туристическую поездку, морской круиз? Может быть. Но мы хотим предложить вам организовать труда и отдыха (ЛТО). Почему? Да потому, что он так напоминает детство, потому, что ребята там действительно трудятся и отдыхают, а главное, чувствуют себя взрослыми, ответственными за свой выбор людьми. Звучит заманчиво? Тогда начнём.

Процесс организации выездного детского лагеря условно делится на два этапа: творческий, а потому радостный и весёлый, и бюрократический - скучный, нервный. Второй этап, конечно, неприятен, но избежать его, понятное дело, невозможно. Поэтому лучше помнить, что сложно и очень трудно бывает лишь в первый раз.

Организационный этап. Подготовка и оформление документов

На этом этапе мы постараемся максимально помочь вам, не только рассказав о том, какие документы необходимо собрать, оформить и подписать, но и о том, как это сделать проще, удобнее и без лишних потерь.

Работа с различными инстанциями

Первое и, наверное, главное, что вам следует сделать на этом этапе, - это заключить договор с той сельскохозяйственной организацией, которая готова принять школьников, обеспечить их работой и, соответственно, оплатить эту работу. Мы приводим принятую сейчас форму такого договора.

ДОГОВОР НА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОТРЯДОМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
на период с … по …

Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны (название с/х организации) в лице председателя (Ф.И.О.), с другой стороны (Ваша организация) Департамента образования города Москвы в лице директора Ф.И.О. заключили настоящий договор.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Трудовой отряд старшеклассников организуется на основании совместного решения совета школы и органов народного образования и комплектуется из учащихся 7–11-х классов на принципах добровольности.
2. Члены отряда принимаются на работу в качестве рабочих или служащих и на них распространяется действующее законодательство о труде и социального страхования.
3. Отряд старшеклассников является самостоятельной единицей. Руководитель отряда - начальник лагеря, который отвечает за всю деятельность и дисциплину, организует распределение поручений между членами отряда и совместно с руководителями хозяйства проверяет их исполнение.
4. В отряде устанавливается рабочая неделя продолжительностью 6 дней, рабочий день не более 4 часов.
5. (Ваша организация) обязуется перечислить деньги за питание преподавателей и учеников на счёт (название с/х организации).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Администрация (ваша организация) обязуется:
1. Сформировать отряд старшеклассников не менее 80 человек для выполнения сельскохозяйственных работ в СХПК с…..по… 200 … года, обеспечив его административное руководство.

Администрация СХПК обязуется:
2. Обеспечить фронт работы отряда с нормами и условиями агротехники, закрепив за ними необходимый объём работы на весь период с указанием существующих норм и расценок.
3. Принять на работу в качестве сельскохозяйственных рабочих весь личный состав отряда по списку, предоставленному начальником лагеря.
4. Обеспечить отряд инструментами и инвентарём в количестве и в сроки, исключающие возможность простоя. В случае простоя по вине СХПК оплату производить по среднесдельным расценкам.
5. Обеспечить охрану труда и технику безопасности в соответствии с существующими требованиями, проводить инструктаж по технике безопасности при переходе с одного вида работ на другой.
6. Оборудовать лагерь в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, утверждёнными Минздравом.
7. Выделить специалистов (должность) … приказ № … от …, ответственных за материально-техническое обеспечение подготовки фронта работ, охрану труда и технику безопасности, за подготовку и содержание лагеря.
8. Производить при необходимости перевозку членов отряда к месту работы и обратно на машинах, согласно соответствующим правилам.
9. За 3 дня до окончания работы хозяйство обязано подготовить соответствующие документы для окончательного расчёта и произвести его полностью до отъезда.
10. На основании методического указания Главного санитарного управления Минздрава от 17.01.78 г. № 1818/78 о снижении норм для несовершеннолетних и Постановления Государственного Комитета СССР по труду о доплате несовершеннолетним за сокращённый рабочий день и в целях упорядочения оплаты снизить нормы выработки на 20%.

Примечание
1. Администрация СХПК проводит автобусные экскурсии по достопримечательностям района.
2. При качественном выполнении плана администрация СХПК награждает отряд согласно условиям соревнования.
3. Администрация школы оставляет за собой право закрыть ЛТО в случае невыполнения договора.
4. Администрация СХПК обязуется обеспечить охрану территории лагеря в дневное и ночное время нарядом милиции.

Председатель СХПК … « … » … 200 … г.

Директор школы … « … » … 200 … г.

Затем вам необходимо оформить и подписать в округе или департаменте заявку на финансирование вашего летнего лагеря. Мы предлагаем вам ту форму, которую сами используем каждый год.

НАЧАЛЬНИКУ …

ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ …

ЗАЯВКА
Прошу вас организовать на базе школы № … выездной трудовой лагерь на группу учащихся в количестве … человек на 1 (или более) смену (указываете период).

Место дислокации лагеря: …

Директор школы № …

Подпись …

После выполнения всех вышеперечисленных действий вы составляете смету расходов и переходите к следующему пункту организационного этапа.

Работа с детьми

Как правило, найти желающих поехать в летний лагерь не составляет труда. Однако ребята должны осознать свой выбор. Поможет им это сделать заявление, которое вам необходимо собрать со всех, кто собирается в лагерь.

Начальнику лагеря труда и отдыха

школы № … Ф.И.О. … от ученика(цы) (фамилия, имя) … класса …

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу зачислить меня в состав ЛТО на период с … по … 200 … года. Обязуюсь выполнять установленные нормы работы, соблюдать дисциплину, активно участвовать в жизни лагеря.

Подпись …

С решением сына (дочери) согласны, против отъезда ребёнка в лагерь не возражаем.

Подпись родителей …

Домашний адрес …

Домашний телефон …

Ф.И.О. матери …

место работы, должность, рабочий телефон …

Ф.И.О. отца …

место работы, должность, рабочий телефон…

Телефон, Ф.И.О. родственников, знакомых, к которым можно обратиться в случае отсутствия родителей в Москве …

Конечно, собираясь в лагерь, мы понимаем, что наши «работники» ещё всё же маленькие, и мы должны им напомнить о той одежде, которая им нужна.

Список вещей, необходимых в лагере труда и отдыха :

Рюкзак или спортивная сумка или чемодан.

Рабочая форма:

лёгкая (2 комплекта):
- Рубашка или футболка с длинным рукавом.
- Тренировочные или брюки.
- Кроссовки или кеды.
- Головной убор от солнца (2)!
- Рукавицы или перчатки!

теплая:
- Плащ или штормовка.
- Свитер или олимпийка.
- Тёплая рубашка.
- Брюки или джинсы.
- Шапка спортивная.
- Резиновые сапоги!

Одежда:
- Куртка.
- Спортивный костюм.
- Брюки, джинсы.
- Рубашки с длинным рукавом.
- Рубашки с коротким рукавом.
- Футболки.
- Шорты.
- Кроссовки или кеды, туфли или сланцы (шлёпанцы).
- Свитер.
- Носки простые (6 пар).
- Носки шерстяные (2 пары).
- Нижнее бельё.
- Купальный костюм (2).
- Туалетные принадлежности: зубная щётка, паста, мыло, мочалка, шампунь, пемза, расчёска, туалетная бумага (рулон); полотенце для лица, для ног, банное.
- Парадно-выходная одежда.
- Носовые платки (6).
- Ручка, блокнот, конверты.
- Кружка, миска, ложка.
- Игры, музыкальные инструменты.
Если есть необходимость, родителям отдать воспитателю специальные лекарства.
Деньги сдать воспитателям бригад.
Взять еду на дорогу, сухие продукты в лагерь (исключая консервы), чай, сахар.

Московское железнодорожное агентство по обслуживанию пассажиров - филиал ФГУП «Московская железная дорога»

От школы № … Департамента образования города Москвы

ЗАЯВКА НА РЕЗЕРВИРОВАНИЕ МЕСТ
Просим Вас зарезервировать … плацкартных мест (… льготных, … полных) на поезд № … (назначение поезда) отправлением « … » … 200 … года для группы учащихся школы № …

Оплату гарантируем по наличному расчёту.

Обязуемся использовать зарезервированные и оформленные в МЖА проездные документы только по прямому назначению, не допуская случаев перепродажи третьим юридическим и физическим лицам.

Проездные документы поручается получить руководителю группы … (Ф.И.О.), паспорт … выдан …

В случае нарушения нами указанных выше обязательств МЖА имеет право отказать нам в резервировании и оформлении проездных документов.

Список детей и руководителей прилагается.

Директор школы … Ф.И.О.

Подпись …

Жизнь в лагере

Вот, наконец, мы и добрались до творческого этапа подготовки летнего лагеря труда и отдыха, более интересного и весёлого. Хотя, конечно, и здесь не обойтись без чёткой организаторской работы. Мы поделимся с вами нашей системой организации лагеря. Для нас летний лагерь - это великолепная экспериментальная площадка для новых творческих дел. В течение года иногда сложно найти время для подобных экспериментов, а летом - в самый раз. Много интересных творческих дел, которые мы теперь проводим в гимназии, пришли к нам из лагеря, к большому удовольствию и ребят, и взрослых!

Перед отъездом
Ещё в Москве, на общем сборе, мы комплектуем бригады, следуя таким правилам: во-первых, наши бригады - разновозрастные. Как вы понимаете, это во многом помогает ребятам налаживать отношения, учиться дружить и помогать друг другу (конечно, мы стараемся расселять ребят по комнатам по возрасту). Во-вторых, если в лагерь едут ученики одного класса, они попадают в одну бригаду. На этом же сборе ребята сами выбирают бригадиров, но при этом учитываются рекомендации педагогов гимназии (если необходимо, бригадиры могут переизбираться).

Первый день в лагере
Первый день у нас, как и у всех, наверное, самый тяжёлый. Нужно разместиться, отдохнуть от дороги, собрать лагерь. Этим вечером ребята выбирают штаб. В него входит совет бригадиров, старший воспитатель и по два человека от каждой бригады (мы советуем ребятам выбирать представителей разного возраста, чтобы в штабе были представлены все). Штаб лагеря будет собираться каждый вечер, чтобы придумать то творческое дело, какое им бы хотелось подготовить на следующий день.

Ещё на первом общелагерном собрании мы выбираем редколлегию, как правило, в неё входят по одному человеку от бригады. Задача редколлегии - выпускать интересную, яркую, весёлую газету, в которой освещается вся наша жизнь: и работа, и развлечения, и многое-многое другое.

Мы расскажем вам о самом интересном, о творческих делах. Проводятся они во второй половине дня, после тихого часа, когда все отдохнут после утренних подвигов на полях.

Творчество
Творческие дела - это наша гордость. Наша гимназия вообще богата традициями, по сути, весь учебный год ребята и учителя к чему-нибудь готовятся и что-то репетируют: то концерт к Дню учителя, то Новогоднюю сказку, то КВН… Поэтому летом наша жизнь тоже насыщена всевозможными конкурсами, праздниками, соревнованиями и прочими весёлыми вещами. Это наш стиль, образ жизни, если хотите. Вот и получается, что у нас нет дня совершенно свободного. Все творческие дела в лагере можно разделить на три группы: традиционные (как правило, это объёмные, требующие серьёзной подготовки), «лёгкие» (на них уходит не так уж много времени) и спортивные, которые тоже, в свою очередь, можно разделить на большие и не очень.

Творческие дела
Приведём приблизительный перечень творческих дел летнего лагеря и сценарий праздника. Если вы заинтересуетесь и решите что-то использовать, мы будем только рады.

Традиционные творческие дела
- Праздник Ивана Купалы . Этот праздник - подарок воспитателей ребятам. Проводится он на рассвете, и это, как вы понимаете, добавляет ощущение романтики и очарования.
- День именинника . Участвует весь лагерь. Ребята и воспитатели готовят к торжественному празднеству свои оригинальные подарки. Здесь приветствуются юмор, задор, музыкальность, пластичность. Подарком может быть и хороший эстрадный номер, и лиричная песня, и букет полевых цветов, и маленькие живые утята, с которыми, к сожалению, всё равно придётся расстаться перед отъездом.
Сам праздник начинается ещё рано утром, минут за двадцать до подъёма. Бригада именинника готовит для всех праздничное настроение: это и море воздушных шариков, и свежие полевые цветы - словом, всё то, что может порадовать проснувшегося новорождённого. Ну, а подъём в этот день особенный: «Внимание, лагерь, человек родился!!!» Что, как вы понимаете, тоже создаёт особое настроение.
- Конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мы!». В этих конкурсах всё зависит от фантазии воспитателей и тех, кто отвечает за подготовку, поэтому сценария как такового не существует, разве что в голове.
- День Водолея . Уже по названию можно судить о содержании. Нам просто повезло, потому что в том месте, где вот уже несколько лет располагается наш лагерь, есть большой замечательный пруд. Как же хорошо в нём купаться в жару! А уж как дети любят плескаться! Поэтому и был ими придуман водный праздник, на котором представлены все мыслимые и немыслимые аттракционы, хоть как-то связанные с водой. Однако это совсем не значит, что День Водолея нужно проводить обязательно вблизи водоёма, забавные водные аттракционы прекрасно смотрятся около корпуса (это даже, если честно, гораздо смешнее).
- Праздник туризма немного напоминает школьный туристический слёт, только заданий и состязаний здесь хотя и немножко меньше, но зато веселей и, можно сказать, камернее.

Небольшие творческие дела
- Праздник авторской песни . Один из самых любимых. У большого вечернего Костра собираются и взрослые, и дети. Каждая бригада представляет на суд друзей одну неизвестную авторскую песню, которую и разучивает со всеми. Знаете, какое удовольствие получают маленькие ребята! Особенно когда на школьном туристическом слёте они поют у костра вместе со взрослыми, зная и узнавая знакомые песни.
- Вечер аттракционов готовят старшеклассники. Здесь тоже не бывает готовых сценариев. Каждый год прибавляются всё новые и новые конкурсы и задания, подчас оригинальнее и интереснее прошлых.
- Конкурс «С песней по жизни » делится на два тура. Первый - отборочный. Сами ребята выбирают тех, кто, на их взгляд, лучше поёт под караоке. Второй тур проходит по варианту передачи «Угадай мелодию». Побеждает самый музыкальный и сладкоголосый.
- Конкурс «Пойми меня ».
- «Радионяня ». Это одно из немногих дел, за которые отвечают воспитатели. Каждый вечер, за 5–10 минут до отбоя, начинает работать радионяня. Ласковый голос эфира пожелает ребятам спокойной ночи, расскажет сказку, споёт песню. Понятно, что всё это делается с юмором, весело. Иногда ребята пишут радионяне письма с просьбами и пожеланиями. А она им отвечает…

Спортивные игры
- Олимпийские игры . Самая зрелищная и красивая игра. Открытие Олимпийских игр проходит ночью, в окружении горящих факелов и с зажиганием традиционного олимпийского огня. Олимпийские игры проводят и готовят воспитатели. Чаще всего они (на открытии и закрытии игр) превращаются в суровых и неподкупных Богов Олимпа и одновременно - в объективных судей и страстных болельщиков.
- Открытые старты . Это игра традиционная и проводится по всем законам жанра.
- Конкурс «Играй, город » проводится обычно на первой неделе, потому что её суть - в массовости. Идея заключается в том, чтобы научить ребят играть в коллективные игры, что они с успехом и делают всё оставшееся время.
- Чемпионат лагеря по футболу .
- Чемпионат лагеря по теннису .

К сожалению, перечислить и подробно рассказать о всех творческих делах летнего лагеря, а тем более напечатать все сценарии невозможно. Но, наверное, вы и так увидели, как весело и здорово мы живём в лагере, и, может быть, мы сумели убедить вас организовать для своих ребят такой лагерь. А чтобы ребята могли и суровой зимой вспомнить чудесное лето, не забудьте наградить их, желательно каждого, ведь мы-то знаем с вами, что похвалить можно всегда, ведь каждый из них внёс свою лепту в жизнь лагеря, оставил в нём частичку своего детства… И конечно же, нельзя забывать про родителей, которые мужественно отправили свое чадо в лагерь труда и отдыха и доверили его вам!

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО

Коллектив воспитателей «ЛТО - 2001» благодарит родителей

За храбрость и мужество в борьбе со здоровым родительским эгоизмом - отправить или не отправить;
- за щедрость, материальное вложение в экипировку «бойца ЛТО» (трусы, носки, резиновые сапоги и т.д.);
- за творческий подход к питанию и развитию мышечной массы будущего бойца на пути следования «Москва - Лебедянь» в виде продовольственного пайка, представленного: 3 горячими блюдами, 4 закусками, 7 десертами и 3 видами напитков, помноженное на количество всех бойцов ЛТО.

Благодаря такой подготовке за трудовой семестр боец собрал:

земляники …, чёрной смородины …, малины …

Начальник ЛТО …

Начальник СХПК …

Старший воспитатель …

(Кротова К. Горбачева М., Кутнаев М. Летний отдых: мифы и реальность // . – 2004. - №3. – С.168-173)

Лагерь труда и отдыха - наиболее распространенная форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся 7-10 классов городских школ работают в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря - воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность .

Лагеря труда и отдыха создаются на базе колхозов, совхозов, лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания. Их создают отделы народного образования, обкомы и райкомы профсоюзов совместно с базовыми предприятиями и комсомольскими организациями.

Сельскохозяйственное предприятие, на базе которого организуется лагерь, создает необходимые условия для труда и отдыха школьников: выделяет для жилья здание, обеспечивает постельными принадлежностями, хозяйственным, культурным и спортивным инвентарем, организует питание. Многие хозяйства строят и оборудуют для школьников стационарные лагеря со спальными корпусами, душевыми, столовыми, спортивными площадками. Бывают и палаточные лагеря.

На участке, закрепленном за школьниками, выросла хорошая капуста.

Иногда учащихся размещают в сельских школах, интернатах, общежитиях. Многие школьные коллективы поддерживают связи с одними и теми же колхозами или совхозами.

Сбор урожая яблок (Закарпатская область).

После работы каждый занимается любимым делом.

Продолжительность рабочего дня зависит от возраста школьников и вида работ, но не превышает 4 ч. Учащиеся допускаются к работе только после занятий по технике безопасности.

В лагере организуется соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

Высший орган самоуправления в лагере

В летние каникулы многие школьники работают в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах, помогая взрослым на полях, в садах, на животноводческих фермах.

Детский труд в нашей стране запрещен и разрешается только, когда он связан с обучением или воспитанием. Но и в этом случае существуют ограничения. По времени труд подростков строго регламентирован: не больше 4 ч в день. К работе в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах допускаются только школьники, не имеющие медицинских противопоказаний. Учащиеся не допускаются к ряду работ в сельском хозяйстве, в том числе к обслуживанию сельскохозяйственных машин, но есть исключение: трактористом разрешается работать с 17 лет с ограниченной продолжительностью рабочей недели.

Школьникам запрещены работы с пестицидами.

Сам труд, физическая нагрузка должны соответствовать возрасту школьников. При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности и не пренебрегать элементарными предосторожностями.

Пользуются только острым и исправным инструментом. Ручки и рукоятки должны быть тщательно обработаны и не иметь трещин и других неровностей, которые могут повредить руки. Инструмент используют по назначению, применяя безопасные приемы труда. Особой осторожности требует обращение с колющими и режущими предметами: тяпкой, граблями, сучкорезом.

Нельзя загрязнять ручки и рукоятки, прятать инструмент в траву, посевы, кучи травы или сорняков, копны сена или соломы и т. д. Во время перерывов в работе инструмент необходимо складывать в отведенном месте.

Запрещается (даже на короткое время) класть грабли, вилы и маркеры зубьями вверх. Работая вилами, граблями и тяпкой, необходимо быть осторожным, наблюдать за работающими рядом товарищами и действовать так, чтобы случайно не нанести им удара: выдерживать разрыв безопасности.

Во время работы лопатой, тяпкой нужно надевать жесткую и закрытую обувь. Нельзя работать босиком, в босоножках, в тапочках и в обуви, которая легко снимается. При длительном пребывании на солнце нельзя работать без головного убора.

В зоне работы машинно-тракторных агрегатов и в местах, где могут передвигаться тракторы и автомобили, запрещается отдыхать в высокой траве, в борозде, в кустах, в копнах соломы или сена, на обочинах дорог. Выбранное место отдыха людей отмечают днем хорошо видными вешками, а вечером - фонарем (но не костром: он может потухнуть).

тивную работу. В лагере создается педсовет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы. Работой педсовета руководит начальник лагеря.

За выполненную работу школьники получают вознаграждение в соответствии с действующим законодательством. Не более 50% заработанных учащимися средств идет на возмещение затрат по содержанию лагеря, остальные расходы распределяются по решению общего собрания.

Лагеря труда и отдыха впервые стали создавать в 1965--1967 гг. в Донецкой, Московской и ряде других областей на базе колхозов и совхозов. Летом 1981 г. в стране действовало около 29 тыс. лагерей труда и отдыха, объединяющих около 3 млн. школьников.

В некоторых областях РСФСР, Украины, Казахстана ежегодно проводятся смотры- конкурсы лучших лагерей труда и отдыха. По итогам летней трудовой четверти лагеря награждаются призом ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС «Герои труда - лучшему лагерю труда и отдыха», вымпелом ЦК ВЛКСМ «Лучшему лагерю труда и отдыха».

Регистрационный N 20277

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2842-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 июня 2011 года.

Г. Онищенко

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2842-11

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха, которые формируются в период каникул для обучающихся образовательных учреждений, достигших возраста 14 лет (далее - подростков), с целью организации отдыха и выполнения труда.

Санитарные правила направлены на охрану здоровья подростков в период пребывания их в лагере труда и отдыха.

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды лагерей труда и отдыха независимо от их подчиненности и форм собственности и являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией и эксплуатацией лагерей труда и отдыха и организацией в них трудовой деятельности и отдыха подростков в период каникул.

1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

1.4. Лагеря труда и отдыха могут быть организованы с круглосуточным или дневным пребыванием подростков.

1.5. Учредителю или собственнику лагеря труда и отдыха необходимо поставить в известность орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и органы местного самоуправления по месту размещения лагеря труда и отдыха о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и не менее чем за 2 недели перед заездом подростков.

1.6. При перевозке организованных групп подростков к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно железнодорожным транспортом следует соблюдать санитарно-эпидемиологические требования по перевозке организованных групп детей и подростков железнодорожным транспортом. При перевозке подростков автомобильным или водным транспортом к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно в числе сопровождающих лиц должен быть медработник.

1.7. Открытие лагеря труда и отдыха осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту его размещения.

1.8. Каждая смена лагеря труда и отдыха комплектуется одновременно всеми подростками. Подростки должны предоставить медицинские документы о состоянии здоровья, об отсутствии у них контактов с инфекционными больными и заключение врача о допуске к работе.

1.9. Каждый сотрудник лагеря труда и отдыха должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований, сведений о прививках, прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

1.10. Продолжительность смены не должна превышать 24 календарных дней.

II. Требования к размещению и участку лагеря труда и отдыха

2.1. Лагеря труда и отдыха должны размещаться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. Через территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

2.2. Для размещения лагерей труда и отдыха могут быть использованы помещения образовательных учреждений, загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, общежитий, школ-интернатов, санаториев и другие помещения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Возможно размещение лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток).

2.3. Территория лагеря труда и отдыха должна быть благоустроена. На территории предусматриваются площадки для отдыха, занятий спортом, хозяйственная зона, контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием для мусоросборников. Расстояние от мусоросборников до здания, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м.

При отсутствии на территории лагеря труда и отдыха зоны отдыха и (или) спортивной зоны допускается использование парков культуры и отдыха, зеленых массивов, бассейнов, спортивных сооружений, расположенных вблизи лагеря.

2.4. Территория лагеря труда и отдыха с круглосуточным пребыванием подростков должна быть освещена в темное время суток.

III. Требования к зданию, помещениям и оборудованию

3.1. При размещении лагеря труда и отдыха на базе стационарного загородного лагеря должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, в части требований к зданиям и сооружениям, санитарно-техническому благоустройству, отделке помещений, содержанию помещений и участка, организации питания, питьевого режима и медицинского обслуживания.

3.2. При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в части размещения, организации жилой, санитарно-бытовой, спортивной и административно-хозяйственной зон, организации питания, водоснабжения, питьевого режима и медицинского обслуживания.

3.3. При размещении лагеря труда и отдыха на базе образовательных учреждений и иных организаций набор помещений должен включать: столовую, комнаты для отдыха и досуговых занятий, помещения медицинского назначения (кабинет врача (и/или медсестры), изолятор), раздевалку (гардеробную) для верхней одежды, туалеты и умывальные, комнату гигиены девочек, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, подсобные помещения для хранения инвентаря.

В лагере труда и отдыха с круглосуточным пребыванием подростков дополнительно предусматривают спальные помещения, постирочные, помещение для сушки одежды и обуви, душевую.

При отсутствии в лагере труда и отдыха столовой возможна организация питания в близлежащей организации общественного питания.

3.4. В подвальных и цокольных этажах здания, а также в помещениях без естественного освещения не допускается размещение помещений для проживания (спальни), отдыха и досуга подростков, медицинского назначения, общественного питания.

3.5. Спальные помещения оборудуют отдельно для подростков разного пола из расчета 4,5 м на 1 человека, но не более 10 человек в 1 помещении.

Спальные комнаты оборудуют кроватями, стульями, тумбочками и шкафами для хранения одежды. Количество кроватей, стульев и тумбочек должно соответствовать количеству подростков.

3.6. Каждое спальное место обеспечивают комплектом постельных принадлежностей (матрац с наматрасником, подушка, одеяло) и постельным бельем (наволочка, простыня, пододеяльник и 2 полотенца), из расчета 2-3 комплекта белья на 1 спальное место.

3.7. Туалеты для мальчиков и девочек должны быть раздельные, унитазы оборудованы закрывающимися кабинами. Количество необходимых санитарно-технических приборов в туалете определяют из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

Туалеты должны быть оснащены педальными ведрами, держателями для туалетной бумаги, мылом, электро- или бумажными полотенцами. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Унитазы оборудуют сиденьями, позволяющими проводить их ежедневную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Допускается использование надворных туалетов выгребного типа - люфтклозеты (с организацией вывоза стоков) или биотуалеты из расчета не менее 1 на 20 подростков. Надворные туалеты должны иметь естественное и искусственное освещение. Их размещают на расстоянии не менее 25 м от жилых построек и не менее 50 м от источника водоснабжения. Дорожки к надворным туалетам должны быть утрамбованы и освещены в темное время суток. К туалетам должен быть оборудован подъезд для специализированного автотранспорта.

3.8. При отсутствии помещений для умывания возможно оборудование умывальников на улице вблизи жилой зоны лагеря под навесом на утрамбованной площадке из расчета - 1 умывальник на 7 человек, ногомойки - 1 на 12 человек, с организацией сбора стоков от умывальников и ногомоек в выгребную яму.

3.9. Помещения душевых оборудуют душевыми рожками из расчета не менее 1 рожок на 20 человек; в комнатах для личной гигиены девочек предусматривают душ с гибким шлангом.

3.10. Помещения постирочных оборудуют скамейками, тазами, устройствами для нагрева воды. При отсутствии помещений для стирки личных вещей возможна организация постирочной на улице под навесом.

3.11. Помещения медицинского назначения должны включать: кабинет врача (и/или медицинской сестры) площадью не менее 10 м ; раздельные помещения для временной изоляции заболевших подростков (на 2 инфекции - воздушно-капельной и кишечной) до их госпитализации в лечебные учреждения. Количество коек в палатах изолятора принимается из расчета не менее 2% вместимости лагеря труда и отдыха (площадь на 1 подростка не менее 6 м ).

Помещения медицинского назначения должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей.

Проживание персонала и подростков в помещениях медицинского назначения не допускается.

3.12. В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков допускается организация медицинского обслуживания подростков в поликлиниках, амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах при наличии договора на организацию медицинского обслуживания при условии нахождения медицинских организаций от лагеря труда и отдыха на расстоянии не более 1 км.

3.13. Помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов должно быть оборудовано поддоном и подводкой к нему воды и иметь вытяжную вентиляцию; при отсутствии помещения выделяют шкаф (или место) для хранения уборочного инвентаря.

3.14. Основные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускаются помещения для хранения инвентаря, туалеты для персонала, раздевалки. Все помещения лагеря труда и отдыха должны иметь искусственную освещенность. Уровни освещенности должны отвечать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

3.15. В помещениях спален, медицинского назначения, отдыха и досуговых занятий температура воздуха не должна быть ниже 18 С.

Для ограничения избыточного теплового воздействия инсоляции помещений в жаркое время года окна, имеющие южную, юго-западную и западную ориентацию, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами или шторами.

3.16. Для предупреждения залета насекомых (комаров, москитов, мух, ос и других насекомых) необходимо проводить засетчивание окон столовой, спален, помещений медицинского назначения, а также дверных проемов в помещениях столовой.

3.17. В период работы лагеря труда и отдыха не допускается проведение текущего и капитального ремонта в помещениях, используемых для размещения лагеря труда и отдыха.

3.18. Концентрации вредных веществ в воздухе на территории и в помещениях лагеря труда и отдыха не должны превышать предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия, установленные санитарным законодательством Российской Федерации для населения.

IV. Требования к водоснабжению, канализации и организации питьевого режима

4.1. Здание, в котором размещается лагерь труда и отдыха, должно быть оборудовано системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Водоснабжением (холодным и горячим) должны быть обеспечены помещения столовой, медицинского назначения, умывальные, душевые, туалеты (только холодным), постирочные, комната гигиены девочек, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств.

При отсутствии систем водоснабжения должен быть обеспечен подвоз питьевой воды.

4.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения следует обеспечить бесперебойную подачу воды в помещения столовой, помещения медицинского назначения, умывальники, душевые.

4.3. При организации централизованного или нецентрализованного водоснабжения вода должна отвечать требованиям безопасности к питьевой воде.

4.4. Питьевой режим в лагере труда и отдыха может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (негазированная), кипяченая вода при нецентрализованном водоснабжении.

Подростки должны быть обеспечены достаточным количеством питьевой воды в течение всего времени их пребывания в лагере труда и отдыха (в местах временного проживания, на объектах трудовой деятельности, в том числе на полевых станах, при организации экскурсий и другие).

В летний период температура воды для питьевых целей должна быть не ниже 14 С.

4.5. Вода, расфасованная в емкости (бутилированная вода), должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости.

4.6. Кипяченую воду (кипячение в течение не менее 5 минут от момента закипания) меняют не реже 1 раза каждые 6 часов. Перед сменой воды емкость полностью освобождают от остатков воды и тщательно ополаскивают. Дезинфекция емкостей для доставки и хранения питьевой воды проводится ежедневно препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя.

4.7. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

4.8. При организации питьевого режима необходимо обеспечить достаточное количество чистой посуды, разрешенной для контакта с пищевыми продуктами, а также отдельные промаркированные подносы для чистой и использованной посуды, контейнеры - для сбора использованной посуды одноразового применения.

4.9. При размещении лагеря труда и отдыха в районах, не имеющих канализацию, и при отсутствии возможности отвода сточных вод в канализационные сети от столовой, умывальников, постирочной, медицинского кабинета и душевых допускается устройство местных систем очистки и удаления бытовых сточных вод в соответствии с гигиеническими требованиями по охране поверхностных вод от загрязнения.

V. Требования к организации питания

5.1. При организации питания подростков в ближайшей организации общественного питания лагеря труда и отдыха или собственной стационарной столовой должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, а также санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования в части соблюдения требований к: размещению, санитарно-техническому обеспечению, оборудованию, инвентарю, посуде, санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды, организации здорового питания и формированию примерного меню, условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, соблюдению правил личной гигиены персоналом организации общественного питания, ведению форм учетной документации пищеблока, производственному контролю.

5.2. При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) организация питания должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул в части соблюдения требований к организации питания.

5.3. Возможна организация питания подростков с использованием привозного горячего питания, приготовленного в организации общественного питания.

5.4. При организации работы столовой на привозном горячем питании в здании лагеря труда и отдыха должны быть выделены два помещения - обеденный зал и помещение для обработки столовой посуды (далее - моечная).

Обеденный зал для раздачи и приема пищи должен быть оборудован столами и стульями.

Моечная для обработки столовой посуды и инвентаря оборудуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания (не менее чем 3 мойками и подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем; раковиной для мытья рук персонала; столами для сбора использованной посуды; сетками-сушками и шкафами для хранения чистой посуды).

5.5. Для доставки готовой пищи используют термоконтейнеры, разрешенные к применению для контакта с пищевыми продуктами. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в изотермической таре (термосах) - в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи. Время доставки готовых блюд в термоконтейнерах от момента их приготовления до реализации не должно превышать 2 часов. Перед раздачей готовую пищу из термоконтейнеров в кухонную посуду не перекладывают. После использования термоконтейнеры обрабатывают в организации общественного питания.

5.6. В качестве столовой посуды и столовых приборов используют металлическую, эмалированную, фаянсовую, фарфоровую и одноразовую посуду, разрешенную к применению для контакта с пищевыми продуктами. Повторное использование посуды одноразового применения не допускается.

5.7. Для мытья столовой и кухонной посуды должны применяться разрешенные моющие средства. Кухонная, столовая и чайная посуда, столовые приборы, разделочный инвентарь, щетки для мытья посуды, ветошь для мытья столов должны обрабатываться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

5.8. При наличии посудомоечных машин режим мытья посуды должен соблюдаться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

5.9. Питание подростков должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (таблица 1).

При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 1.

5.10. Примерное меню рациона питания разрабатывается представителем организации, обеспечивающей питание, на период не менее двух недель (10-14 дней) и согласовывается руководителем лагеря труда и отдыха. Рацион питания составляется на основании рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов для подростков в возрасте 14-18 лет (Приложение 1 настоящих санитарных правил) и санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования в части формирования примерного меню.

5.11. В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным - 4-разовое.

5.12. Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Не менее 3 приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.

Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

1-й и 2-й завтраки (суммарно) - 20-30%

Обед - 35 - 40%

Полдник - 10 - 15%

1-й и 2-й ужины (суммарно) - 20 - 30%

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах 5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

5.13. Число мест в обеденном зале должно обеспечивать прием пищи всеми подростками не более чем в 2 смены.

VI. Требования к режиму дня и организации трудовой деятельности

6.1. Организация режима дня подростков в лагере труда и отдыха предусматривает рациональную организацию трудовой деятельности, проведение физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, организацию экскурсий, походов, организацию перерывов для отдыха и приема пищи.

6.2. Условия труда подростков независимо от выполняемых видов деятельности и сроков работы должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

6.3. Не допускается привлекать обучающихся к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников и другим аналогичным работам.

6.4. Используемые в трудовой деятельности оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития подростка.

6.6. Во время работы подростки должны быть обеспечены спецодеждой, спец обувью и другими средствами индивидуальной защиты в зависимости от выполняемых видов работ.

6.8. В теплое время года в зависимости от климатических условий выполнение сельскохозяйственных и других видов работ на открытых площадках следует проводить в часы наименьшей инсоляции. При температурах воздуха от 25 С до 28 С продолжительность работы подростков должна составлять не более 2,5 часов для лиц в возрасте от 14 до 16 лет, не более 3,5 часов для лиц от 16 до 18 лет с увеличением длительности перерывов на отдых.

В дни с повышенной температурой воздуха (выше 28 С) необходимо принимать профилактические меры для предупреждения перегрева, тепловых ударов у подростков. В такие дни не проводят мероприятия с интенсивной физической нагрузкой; целесообразно в жаркие дни организовывать отдых и купание подростков в открытых водоемах, бассейнах.

Мероприятия на открытом воздухе следует проводить в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, время их проведения необходимо сдвигать на часы с наименьшей инсоляцией.

6.9. Начало рабочего дня подростков устанавливают с учетом климатических условий. В северных районах и районах умеренной полосы (I и II климатические зоны) для сельскохозяйственных работ и работ по благоустройству и озеленению территорий следует отводить преимущественно первую половину дня и начинать работу не ранее 8 часов. В южных районах (III-IV климатические зоны) из-за высоких температур воздуха и повышенной инсоляции в середине дня работу подростков организуют в 2 этапа с началом работы в 7-7.30 час. и последующим ее продолжением после перерыва в 16.00-17.00 часов.

6.10. В летний период на начальном этапе работы для обеспечения адаптации к условиям трудовой деятельности продолжительность работы подростков в первые три дня целесообразно сокращать на 1,5 часа для подростков до 16 лет, на 2 часа для подростков старше 16 лет.

6.11. Через каждые 45 минут работы подросткам необходимо устраивать 10-15-минутные перерывы для отдыха.

6.12. При выполнении полевых работ на участках могут быть организованы специальные места (полевой стан) для кратковременного отдыха, которые рекомендуется оборудовать навесом для защиты от солнца и дождя.

6.13. В местах организации трудовой деятельности подростков в наличии должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

6.14. Для организации отдыха и проведения физкультурно-спортивных мероприятий используют парки культуры и отдыха, зеленые массивы, спортивные сооружения, бассейны, расположенные вблизи лагеря труда и отдыха, открытые водоемы. Организуют культурно-массовые мероприятия.

6.15. Купание подростков в поверхностных водоемах организуют в специально отведенных местах. На берегу оборудуют защитные устройства от солнца.

Территория берега водоема, предназначенная для отдыха и купания, должна быть удалена от мест сброса сточных вод, водопоя скота и других источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.

6.16. Использование поверхностных водных объектов для купания подростков допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6.17. При использовании плавательных бассейнов должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.

VII. Требования к санитарному содержанию территории, помещений

7.1. Территория лагеря труда и отдыха должна содержаться в чистоте. Уборку территории проводят ежедневно.

7.2. Мусор собирают в мусоросборники и вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработаны средствами, разрешенными в установленном порядке, в соответствии с указаниями по борьбе с мухами. Не допускается сжигание мусора на территории лагеря труда и отдыха, в том числе в мусоросборниках.

Выгребные ямы туалетов ежедневно заливают растворами дезинфицирующих средств.

7.3. Все помещения лагеря труда и отдыха подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Уборку помещений проводят при открытых окнах и фрамугах.

7.4. Для проведения уборки и дезинфекции помещений и оборудования используют моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке. При использовании моющих и дезинфицирующих средств соблюдают инструкции по их применению.

7.5. Все виды дезинфекционных работ осуществляют в отсутствии подростков. Дезинфицирующие и моющие средства хранят в соответствии с инструкцией в местах, недоступных для подростков.

7.6. При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) по предписанию должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в лагере труда и отдыха проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия.

7.7. Места общего пользования (столовая, помещения медицинского назначения, туалеты, душевые, умывальные, комната гигиены девочек, спальни) ежедневно убирают с использованием моющих и дезинфицирующих средств и содержат в чистоте. Уборку обеденного зала проводят после каждого приема пищи; столы моют горячей водой с моющими средствами.

7.8. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию: раковины для мытья рук и унитазы чистят ершами или щетками с применением чистящих и дезинфицирующих средств. Ручки сливных бачков и ручки дверей обрабатывают дезинфицирующим раствором.

7.9. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку, использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

7.10. Обеденные столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши.

Ветошь в конце работы замачивают в воде при температуре не ниже 45 С с добавлением моющих средств, дезинфицируют или кипятят, ополаскивают, просушивают и хранят в таре для чистой ветоши.

7.11. Постельные принадлежности, бывшие в употреблении (матрацы, подушки, одеяла) и спальные мешки перед началом каждой смены должны быть подвергнуты химической чистке или камерной дезинфекции в специализированных организациях.

7.12. В помещениях и на территории лагеря труда и отдыха мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами проводятся специализированными организациями или специально обученным персоналом.

В целях профилактики клещевого энцефалита в эпидемиологически неблагополучных районах по данному заболеванию необходимо организовать проведение противоклещевой обработки в местах планируемого пребывания подростков (парках, лесопарковых зонах и других зеленых массивах) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к профилактике клещевого вирусного энцефалита. Эти работы должны быть проведены не менее чем за 1 месяц до начала смены в лагере труда и отдыха.

7.13. Перед открытием лагеря и по окончании каждой смены проводят генеральную уборку всех помещений лагеря, оборудования и инвентаря с последующей их дезинфекцией.

Перерыв между сменами для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки составляет не менее 2 дней.

7.14. Банные дни проводят не реже 1 раза в 7 дней. Возможность помывки в душе после работы должна быть предоставлена подросткам ежедневно.

7.15. Постельное белье и полотенца для лица и ног меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Грязное белье в специально отведенном месте складывают в специальные мешки (матерчатые, клеенчатые, пластиковые), которые после сортировки отправляют в прачечную.

VIII. Требования к соблюдению санитарных правил

8.1. Для обеспечения соблюдений требований настоящих санитарных правил руководитель лагеря труда и отдыха обеспечивает:

Наличие в лагере труда и отдыха санитарных правил;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника (в соответствии со штатным расписанием и списочным составом сотрудников) с результатами медицинских обследований;

Организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

Наличие примерного меню;

Наличие списка поставщиков пищевых продуктов и питьевой воды, расфасованной в емкости.

8.2. Производственный контроль за качеством и безопасностью питания подростков осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в лагере труда и отдыха.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил в местах трудовой деятельности подростков организует и проводит работодатель в соответствии с действующим санитарным законодательством.

8.3. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил, организует профилактическую работу с подростками и персоналом по предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний, проводит осмотр подростков при приеме в лагерь (включая осмотр на педикулез перед приемом в лагерь труда и отдыха, и далее 1 раз в неделю), ведет учет заболеваемости.

Медицинское обеспечение подростков лагеря труда и отдыха осуществляется медицинским персоналом, находящимся в штате указанной организации, либо может осуществляться медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений на основании договора.

8.4. Во всех случаях возникновения инфекционных заболеваний, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, руководитель лагеря труда и отдыха обязан незамедлительно (в течение 1 часа) информировать орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации.

Писная Елена Геннадьевна,учительанглийского языка,МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгород[email protected]

Кузина Оксана Юрьевна,зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы,МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгородк[email protected]

Алесар Любовь Владимировна,педагогпсихолог, МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгорода[email protected]

Лагерьтруда и отдыха как форма социализации личности подростка

Аннотация. В статье раскрывается какна основе социально значимой полезной деятельностиможносформироватьсамооценку, самосознание, потребность подростка в общении и самоутвержденииврамках лагеря труда и отдыха.Ключевые слова: проектная деятельность, система кружков,социальнозначимая трудовая,познавательная и творческая деятельность.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом.По Пиаже, «социализация это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей» .И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».Г.М. Андреева дает более полное определение: «Социализация двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».Среди всех изменений, происходящих в современном обществе, самое опасное по последствиям это превращение нашегообществав общество потребления, что выражается в деградации смыслов труда, социальнойпассивностью индивидов, дефицитом неденежных мотиваций в поведении и поступках людей. Распространение потребительской идеологии как базовой философии жизни, вызываетдеформацию практически всех институтов и механизмов социализации, в том числе и образования. Очевидное подтверждение этому переход многих школьных сообществна язык так называемых« образовательных услуг», чтосамо по себе нечто невозможное, противоречащее самому духу воспитания. Опираясь на системно деятельностный подход, мы поделили весь период взросления ребёнка на «ведущие виды деятельности», но не включили в их число продуктивную трудовую жизнь. В содержании школьной жизни ребёнка есть всё, кроме тренировки привычки к труду,а в школьной инфрастуктуре нет ни намёка на воспитывающее призводство.и это ещё одна грань всеобщей инфантилизации населения..Таким образом,уровень социализированностиподростков определяется типом образовательной среды, а именно: теми условиями и возможностями конкретной среды, которые способствуют развитию активности (или пассивности) подростка и его личностной свободы (зависимости).Образовательная среда школы является условием и фактором социализации и развития личности подростков, и от того, насколько школьная среда способна удовлетворить весь комплекс потребностей подростка и сформировать у него систему социальных ценностей, зависит успешная социализация личности иее активное включение в социальнозначимую деятельность» .Важноевлияние в воспитании детей играет досуговая занятость детей и в этом огромная роль отводитсяконкретным педагогическим системам, в том числелетним лагерям, которыеспособнырешать проблемы социальной адаптации подростков, организации здорового образа жизни, развития их позитивной активности. Уже не первый год в школе действует немного забытая в наши дни форма организации отдыха детей в летнее время ‬лагерь труда и отдыха для подростков 1416 лет. Чтобы заинтересовать детей этого возраста пришлось немало потрудиться. Задача педагогов состояла в том, чтобы найти такие формы работы, которые бы позволили почувствовать подросткам свою социальную значимость.Ведь период ранней юности это период самоопределения (социального, личностного, профессионального, духовнопрактического).Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации личности,т.кс одной стороны, трудв силупсихофизиологических особенностей подростков, даёт выход энергии а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом, способствует формированию общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду.Вовторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа, а так же интернациональных элементов культуры. (этому способствует система деятельности кружков по интересам: лингвострановедческого, театра моды, ландшафтного дизайна). Отсюда проистекает и цель программы: «Организация занятости и отдыха подростков, приобщение ихк традициям отечественной и интернациональной культурычерез создание благоприятной среды для реализации созидательных потребностейна основе социальнозначимой трудовой,познавательной и творческой деятельности».Задачи:1.Организовать трудовые бригады по основным направлениям деятельности лагеря трудаи отдыха2.Формировать гражданскую позицию к традициям и историческому прошлому России, нравственное отношение к культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению.3.Воспитыватьтолерантноеотношение к другим культурам и друг к другу.4.Способствовать социальной адаптации личности подростков черезвоспитание в детях здорового духа соперничества, реализацию потребностей детей всамопознании и здоровом образе жизни.5.Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализациина пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха,которое составляетосновную задачу юношеского возраста..Новизна программы состоит в том, что полученные знания окультурных особенностях носителей языка, их привычках, традициях,социальных условностях и ритуалах;знания норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта, способствовалиприобщению к культурным ценностям разных стран ивоплощеныв практической деятельностипо созданию элементов ландшафтного дизайна Великобритании, Японии, России, что послужилоразвитию созидательных потребностей детейи способствовалореализации творческих потребностей детей в самовыражении.Ещё на этапе формирования был проведён мозговой штурм « Ау нас во дворе», результатом которого стал проект « Все страны в гости к нам», при разработке которого ребята провели исследование о видах цветников, ландшафтных стилях, сделали зарисовки.Таким образом, создалась положительная мотивация деятельности. А если у ребят появилась цельукрасить, благоустроить свой школьный двор, сделать его непохожим ни на один другой,значит это можно рассматривать как активное включениеподростковв социальнозначимую деятельностьОдним из условий воспитывающей деятельности в лагере является высокая мотивированность побуждение, инициирующее целевую активность ребят: Ради чего организуется действие? Во имя чего достигается цель? Из общеизвестного веера мотивов (страх, корысть, престиж, принуждение, естественные потребности…) три безусловны и безупречны в системе воспитания духовной культуры подростка ‬это мотивы: нравственный (благо для другого); познавательный (хочу знать истину); эстетический(чтобы было красиво).

Смысл мотивационного подхода состоит в том, чтобы подросток сам включался в деятельность, проявляя активность, самостоятельность, инициативу. Схема процесса мотивации: → самосознание(кто я? Какой я?) → самоопределение (чего хочу?) → самовыражение(как это сделать?) → самоутверждение (могу это!) → самореализация(делай так!) → саморегуляция(могу изменяться и изменяюсь!).Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность ‬один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно: влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов, соревнование как стимулирующий фактор, влияние общественного мнения, наличие конкретной цели,

Наличие перспективы..При организации воспитательного процесса мы исходим из того, чтопозитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социальнообщественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Особенностью нашейшколы является то, что отношения между преподавателями и учениками основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности. Деятельность лагеря является продолжением воспитательной системы школы, в центре которой стоит личность,которая по словам Сухомлинского«Маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания». Вотпочему наш лагерь получил название « РОСТКИ» Но так как мы говорим о развивающейся личности подростка, то смысл названия можно расшифровать следующим образом: Развиваем

Ответственность, СамостоятельностьТрудолюбие,

Креативность, Инициативность

Работа лагеря труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом.Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация наумение выстраивать диалогические отношения.Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным» .Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.Основное содержание программы лагеря труда и отдыха «Ростки» включает в себячетыре тематических блока, ключевыми компетентностями или ценностными ориентирами которых является проявление «япозиции» подростка в принятии социальных ролей: «яСозидатель», «яРоссиянин», «яЗемлянин»,«яЛичность» Каждый тематический блок содержит основные направления деятельности и ориентирует участников программы на приобщение кобщечеловеческим ценностям через систему трудового,патриотического, культурологического и социальнопедагогического воспитания.Для того, чтобы ребята получили широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, трудовая деятельность была организована в трёх бригадах: « Юные экодизайнеры» реализовывали социальныйпроект, направленный на благоустройство школьной территории«Все страны в гости к нам»«Историки» воплощали в жизнь социальнопедагогический проект, направленный на обновление материалов школьного музея«Мы память в сердце сохраним»«Гайдарики» реализовалисоциальнопедагогический проект,«Творим добро своими руками»направленный на оказание помощи детскому саду, библиотеке, дому престарелых). Таким образом, организация и занятость подростков в летнем лагере труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 вносит свой вклад в гармонизациюличностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами. Аблагодаря организации разнообразной деятельности учащихся, индивидуальному воздействию на каждого ученика, достигается и общий благоприятный психологический климат.Как видим.. условия лагеря с продуманной системой социальнопсихологической адаптации личности подростков через самореализацию, самопознание, саморегуляцию способствуют формированию личностной культуры, мотивации к ЗОЖ.Результаты работы лагеря:

расширение социального опыта участников программы;

формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; вырабатывание навыков ручного и общественнополезного труда; формирование осознанного отношения к себе,как к части окружающего мира.Таблица 1МониторинговаякартапрограммыТИП МЕТОДИКИНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИНАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ,СБОР ИНФОРМАЦИИ

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)Анкетирование

Сбор и анализ информации

Анкетирование, тренинг, беседы

Рисуночный тест

Наблюдение

изучение интересов и потребностей ребенка

Получение первичной информации обучающихся, условиях семейного воспитания

Изучение мотивации участия в деятельности лагеря

Получение информации о качествах и поступках ребенка черезегосамохарактеристику

Изучение направленности ребенка

изучение самооценки ребенка

Получение информации о характере ребенка

Степень включенности каждого ребенка в деятельностьАнкетирование "Будем знакомы" (в планах воспитателей)

Социальный паспорт лагеря Анкетирование «Почему я пришел в лагерь?» Психодиагностика «Разбуди в себе лидера»

(в планах психолога)

Методика исследования самооценки ДембоРубинштейн(в планах психолога)

Конструктивный рисунок человечка из геометрических фигур (в планах психолога)Опросники «Насколько ты воспитан?», «Какой я?» (в планах психолога)

Планы и журналы воспитания (воспитатели)

ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД)

Мониторинг карта

Цветопись настроения.

Рисуноксимвол, индивидуальная и групповая работа

Ролевые, интерактивные игры и деятельность на взаимодействие

Изучение продуктовдеятельности детей,Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня”Получение информации о настроении ребенка

выявление эмоциональных состояний ребенка

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу, взаимодействие со сверстниками

изучение потребностей и интересов «Карта путешествия лагеря»В планах отряда (под контролем психолога)«Карта настроения» работа психолога

(в планах воспитателя)

Ведение «летописи наблюдение, анализ

Демонстрация творческихдостижений участников программыребенка,

Получение обратной связи

Выявление проявления творческой активности детей отрядов», Информация в отрядных уголках(органы детского самоуправления и бригадиры под контролемвоспитателей)Концерты, выставки, творческиеи поисковые задания (в планах воспитателей) ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

Рефлексия

Анкетирование,беседы

Наблюдение, фиксирование антропометрических показателей, анализОпределение развитияличности и коллектива: анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делахПодведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делахПолучение информации о том, почему ребёнку понравилось пребывание в лагере

Выявлениестепени удовлетворенности организацией лагерной смены

Выявление степени сохранения здоровья и оздоровления детей«карта личностного роста»;

Анкета«что дал мне лагерь», тест «незаконченное предложение»(интервью с участниками смены) " чем мне запомнилась лагерная смена»

Статьи по теме: