Как подавить агрессию у аутистов. Боремся с истериками детей с аутизмом Методы борьбы с аутизмом

Как справиться с истерикой у , как успокоить его, читайте в нашем материале рекомендации, которые пригодятся не только родителям, но и воспитателям в детских садах, учителям в школах.

Зачастую перевозбуждаются от света, звука и прикосновений. Их выбивает из колеи смена образа жизни. Чаще всего, они выбирают одни и те же блюда, а когда привычная еда отсутствует, становятся обеспокоенными. Любой родитель подтвердит, что многие ситуации могут спровоцировать истерику, беспокойство или расстройство, поэтому процесс успокаивания ребенка становится неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Следующие советы помогут вам успокоить во время истерики.

Старайтесь изменить окружение, а не ребенка. Многие факторы окружающей среды могут стать раздражителями для вашего ребенка из-за его перевозбужденности или сверхчувствительности. Если ребенок остро реагирует на флуоресцентный свет, например, поменяйте освещение в доме вместо того, чтобы пытаться приспособить ребенка к существующему. Если изменить какой-либо раздражающий фактор не в ваших силах, подыщите альтернативу — затычки для ушей в шумных местах или солнечные очки в торговом центре.

Давайте лаконичные и четкие указания . Попытки поговорить во время вспышки злости, разочарования или беспокойства у ребенка могут только усилить эти эмоции. Для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом расслабиться, давайте ему короткие указания или выразите мысль жестами, создав спокойную и тихую, неразговорчивую атмосферу.

Говорите с ребенком так, чтобы он вас понимал. Ребенок должен понимать, что нужно делать. Короткие указания или выражение жестами, как уже упоминалось, помогает правильно воспринимать просьбу. Убедитесь, что вы четко выражаете мысль и ребенок понимает, как нужно себя вести и что делать.

Отвлекающий фактор. Любимые песни, игры с любимой игрушкой или просмотр любимого фильма могут отлично отвлечь ребенка-аутиста и помочь справиться с истерикой. Смена фокуса с неприятной ситуации на каком-то другом роде деятельности поможет успокоить ребенка, обеспечив почву для обсуждения причин расстройства на потом.

Обратите внимание на то, что предшествует истерикам ребенка-аутиста. Никто лучше вас не знает вашего ребенка. Вы знаете, что может вызвать вспышки различных эмоций. Сначала, подумайте о том, что могло вызвать такую реакцию у ребенка, и попытайтесь устранить провокацию. Всегда ищите причины в окружающей среде и записывайте подробности, чтобы лучше понять и проанализировать ситуацию, не допустив ее дальнейшего повторения или развития.

Пересмотрите собственные ожидания. Если у ребенка каждый вечер за ужином истерика, возможно, вы слишком много требуете от него. Вы настаиваете, чтобы все оставались за столом и ждали окончания ужина? Вы требуете, чтобы тарелки у всех были чистыми, и все было съедено? Попробуйте подстроиться под ребенка вместо того, чтобы пытаться распространить на него свои привычные требования и ожидания, которые идут вразрез с его индивидуальными особенностями.

Сбалансируйте сенсорную нагрузку. В то время, как многие могут быть сверхчувствительными, ваш, наоборот, может быть зависим от сенсорной интеграции. Определите, что лучше для вашего ребенка. Если ему это необходимо, укутайте его в одеяло, обнимите или окружите игрушками разной текстуры.

Отыщите и укрепите эмоциональную связь с ребенком. Возможно, вам трудно почувствовать эту связь, поэтому постарайтесь следить за невербальными знаками: звуки или мимика, если ребенок голоден, устал или нуждается в чем-то. Играйте с ребенком, обращайте внимание на то, что заставляет его смеяться или улыбаться. Интересуйтесь его миром, играйте вместе сидя на полу, даже если просто нужно катать машинку туда-сюда. Уделяйте особое внимание времени проведенному вместе за играми и веселитесь. Это поможет вам понять и установить связь с ребенком в моменты, когда его захлестывают эмоции.

Не ждите, что ребенок объяснит причину беспокойства раньше, чем успокоится. Не нужно задавать миллионов вопросов о причине расстройства или злости. Потому что ребенок на них ответить не может. Ему сложно выразить то, что он хочет и думает в спокойные моменты, а в моменты истерики — это практически невозможно. Успокойте ребенка, а затем выясняйте, что не так.

Не теряйте голову. Очень сложно оставаться спокойным и сдержанным, когда у ребенка истерика или приступ эмоций, да еще и на людях. Но если у ребенка повышенная возбудимость или чувствительность, то ваша неспособность сдержать эмоции может лишь усугубить ситуацию. Спокойно уведите ребенка от раздражителя, выразите свои мысли и просьбы и дайте ему время на то, чтобы успокоиться и выполнить их.

Аутизм - это одно из широко распространенных нарушений развития, симптомы которого обычно проявляются до трехлетнего возраста. Жизнь является источником стресса для аутичных людей, что приводит к особенностям поведения, которые представляют определенную трудность для родителей и опекунов. Однако, если относиться к ребенку с любовью и уважением, то можно улучшить его социальные навыки и сделать жизнь ребенка счастливой.

Шаги

Как справиться с недостаточной отзывчивостью

    Вы должны понимать, что отсутствие отзывчивости - это типичный симптом при аутизме. Они могут не знать, как предложить социальную или эмоциональную поддержку другим, а некоторые из них проявляют явное недружелюбие и бесчувственность к окружающим.

    • Есть аутисты, которые искренне заботятся об окружающих, но они не знают, как правильно проявить свою заботу и помочь людям, которых они любят.
    • Отсутствие отзывчивости - это одна из причин, по которой аутичные люди испытывают сложности с поиском работы, сохранением рабочего места и поиском друзей.
  1. Научите ребенка навыкам общественного поведения. Тогда как обычные дети учатся навыкам взаимодействия с окружающими естественным образом, просто наблюдая и участвуя в общении с другими, аутичные дети нуждаются в прямых и точных указаниях. Родители и специальные педагоги могут и должны потратить много времени, обучая аутичных детей правилам поведения в обществе (часто начиная с того, что учат ребенка буквально следовать "сценарию") и объясняя, каким образом можно понять потребности и эмоции окружающих.

    Поощряйте ребенка общаться с окружающими. Со временем многие аутичные детьми начинают проявлять интерес к другим детям и пытаются подружиться с ними, особенно если им регулярно предоставляется возможность встречаться с детьми. Вы можете ходить с ребенком на детские площадки и организовывать маленькие детские праздники, где ребенок сможет находиться вместе с обычными детьми. Если ваш ребенок не очень успешен в общении с другими детьми, скажите ему, что вы пришли в это шумное место только на короткое время, и тогда ребенок меньше утомиться.

    Вам нужно добиться, чтобы ребенок проводил время как с аутичными, так и с обычными детьми. Взаимодействие с обычными детьми поможет вашему ребенку стать более отзывчивым и внимательным к окружающим. Общение с аутичными детьми научит ребенка, что особые дети ничуть не хуже обычных, и что в мире немало таких же детей, как он сам. Для более старших детей общение с аутичными сверстниками дает возможность получить поддержку и полезные советы, которые не даст им никто другой.

    • Некоторые школьные программы предлагают для аутичных детей возможность проводить какое-то время в кругу обычных одноклассников. Если степень сохранности вашего ребенка позволяет обучаться в школе, это может быть хорошей идеей.
  2. Предложите ребенку множество позитивных поощрений. Вместо того, чтобы наказывать ребенка, поощряйте каждую его попытку пообщаться с окружающими или поучаствовать в общей деятельности. Поощрите вашего ребенка, поаплодируйте его или предложите награду - звезду из фольги (существует специальная методика работы с аутичными детьми, где за правильные поступки ребенка поощряют звездой, которую ребенок позже может обменять на его любимое лакомство или развлечение) или поход в кафе-мороженое, в общем, что-то, что может создать положительную мотивацию.

    • Избегайте принуждения и наказаний. Не пытайтесь заставить аутичного ребенка общаться с другими. В большинстве случаев это не только бесполезно, но и заставит вашего ребенка бояться и всеми силами избегать ситуаций, где ему придется общаться с другими детьми. Наказание вряд ли поможет решить проблему, и ваш ребенок может начать негативно воспринимать социальное взаимодействие и отзывчивость, ассоциируя их с полученными замечаниями и наказанием.

Как справиться с речевыми и коммуникационными проблемами

  1. Вы должны знать, что проблемы вербального общения с окружающими типичны для аутичных людей. Больше половины аутичных детей имеют проблемы с развитием разговорных навыков и формированием речи. Другие дети могут разговаривать, но испытывают значительные трудности, обнаруживая специфические речевые проблемы, включая эхолалию - повторение слов и предложений, сказанных другими, иногда в точности повторяющие исходный тон и акцент. Кроме того, аутичные дети могут иметь некоторые речевые сложности:

    • Неправильное употребление местоимений. Аутичные дети. например, могут регулярно употреблять "ты" вместо "я".
    • Понимают сказанное буквально. Аутичные люди могут не понимать речевые обороты, шутки и дразнилки.
    • Трудности в распознавании речи. Даже если ребенок прекрасно понимает структуру речи и имеет обширный словарный запас, он может испытывать трудности в обработки обращенной речи. Вам приходится повторять сказанное еще раз.
    • Огорчение. Эти трудности могут приводить в отчаяние!
  2. Развивайте способности вашего ребенка. Правильный подход к преодолению языковых и разговорных трудностей зависит от способностей вашего ребенка и степени проявления аутичного расстройства. Если ваш ребенок не может разговаривать вообще, попробуйте хотя бы научить его или ее указывать пальцем на предмет, который он хочет. В том случае, когда ваш ребенок может произносить отдельные слова и словосочетания, вы можете попробовать научить его говорить простые предложения.

    • Не отчаивайтесь, даже если ваш ребенок никогда не научится говорить. Неговорящие аутисты тоже могут найти свое место в жизни и быть счастливы. Ваш ребенок может научиться взаимодействовать с людьми с помощью других средств общения.
  3. Занимайтесь с логопедом, чтобы помочь развитию речевых навыков. Логопед или логопед-дефектолог могут помочь ребенку улучшить произношение, научиться правильно строить предложения и лучше понимать обращенную речь. Многие специалисты в этой области относятся к особым детям с любовью и заботой, так что ваш ребенок будет каждую неделю с нетерпение ожидать очередного занятия!

    Разговаривайте с ребенком. Беседуйте с вашим ребенком, даже если вам кажется, что ребенок никак не реагирует на ваши речи. Объясните, почему и как происходят те или иные события. особенно если ребенок сердится или нервничает в конкретных ситуациях (Например: "Мы собирается поехать в супермаркет, чтобы купить вкусные и полезные продукты, из которых будем готовить обеды всю неделю. Когда мы будем в магазине, ты может помочь мне выбрать вкусные продукты"). Читайте вслух стихи и пойте песни.

    Рассказывайте ребенку истории. Рассказывайте ребенку истории каждый день. Очень полезно рассказывать истории по вечерам, когда ребенок ложиться спать. В это время ребенок уже устал и готов послушать сказку. Просите ребенка, чтобы он сам рассказывал вам истории, даже если вы не всегда понимаете его рассказы. Это поможет ребенку стать более уверенным в себе и менее нервным.

    • Главным образом, вы должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал, что делает что-то нелепое. Слушая рассказ ребенка, вы должны ценить его попытки общаться. Вы можете даже задать ребенку один-два вопроса по ходу истории, чтобы лучше понимать рассказ. Чтобы не разочаровывать ребенка, иногда вам придется даже притворяться, что вы поняли смысл рассказа.
  4. Повторяйте слова снова и снова, чтобы увеличить словарный запас ребенка. Повторяйте слово, которому вы хотите научить ребенка, несколько раз, указывая или дотрагиваясь до этого предмета. "Это - твоя кровать. Кровать. Скажи - "кровать" " - и поощряйте ребенка каждый раз, когда он повторит нужное слово.

    Если вашему ребенку трудно выражать свои желания словами, попробуйте общаться с ним с помощью рисунков. Сделайте карточки с рисунками или фотографиями, на которых изображены предметы, которые понадобятся вашему ребенку для общения с вами. На карточках может быть изображена разная пища, напитки, кровать, любимые книги и игрушки ребенка. Ребенок сможет использовать эти картинки, объясняя, что именно он хочет.

Как справиться с эмоциональными срывами и истериками

    Попытайтесь понять, что именно послужило причиной такого поведения. Возможные причины:

    • Гнев из-за невозможности объяснить свои желания. Вообразите, насколько неприятно, если человеку необходимо объяснить что-то, но он не может выразить это словами или понятными предложениями. Это вызывает сильное огорчение, и ребенок может сорваться.
    • Сенсорная перегрузка. Аутичные дети могут испытывать раздражения, когда в комнате слишком много раздражителей. Яркий свет и громкие звуки сердят ребенка и причиняют ему дискомфорт. Это может вызвать эмоциональный срыв (который выглядит как истерика, при этом ребенок не может контролировать себя) или уход в себя (когда ребенок перестает реагировать на происходящее вокруг).
    • Нежелание делать что-нибудь. Когда ребенка заставляют делать что-то против его желания, он может выйти из себя.
    • Последнее средство. Если ребенок не верит, что сможет добиться своего с помощью слов или альтернативных способов общения, он может прибегать к такому поведению, полагая, что это единственная возможность быть понятым.
  1. Реагируйте спокойно и терпеливо. Никогда не повышайте голос и не угрожайте своему ребенку. Продемонстрируйте ребенку такое поведение, которое вы сами хотели бы видеть у него в минуты гнева. Ребенок усваивает поведенческие модели, наблюдая за вами. Дайте себе время остыть, если необходимо.

    • Помогите ребенку успокоиться. Дайте ему возможность некоторое время побыть в
    • Определите, какие способы успокоения эффективны для вашего ребенка.
  2. Предложите свою помощь. Дайте ребенку понять, что ему не придется справляться с огорчением или переутомлением в одиночестве. Если, например, ребенок сердится из-за того, что вы заставляете его заправлять кровать, предложите сделать это вместе. Если ребенку трудно сделать это самому из-за неразвитой моторики, не настаивайте.

    Поощряйте ребенка. Будет очень полезно предложить ребенку награду за то, что он выполнил задачу или справился с раздражающей ситуацией. Например, ваш ребенок боится ходить на прием к врачу, но любит собирать модели автомобилей. Скажите ребенку. что после того, как вы сходите к врачу, вы вместе с ним соберете модель автомобиля. Если вы так поступите, то ребенок будет предвкушать приятное занятие и вознаграждение, что может быть достаточным, чтобы справиться с раздражающей ситуацией.

Как справиться со склонностью к самоповреждению

    Вы должны знать, что самоповреждение - это одно из типичных проявлений аутичного поведения. Чрезмерное раздражение внешними стимулами и гнев могут приводить к самоповреждающему поведение. Такое действия ребенка могут вызывать страх у родителей, но им необходимо знать, что такое поведение б обычно для аутичного ребенка и его можно предотвратить.

    • Ученые полагают, что такое поведение обусловлено биохимическими факторами. Во время самоповреждения в организме выделяются эндорфины, которые блокируют сильные болевые ощущения и одновременно заставляют человека чувствовать себя более счастливым.
  1. Попробуйте изменить рацион питания ребенка. Некоторые родители отмечают, что переход на безглютеновую диету, а также увеличение потребления витамина В6 и кальция помогают справиться с нежелательным поведением.

    • Вот некоторые продукты, которые содержат много витамина: подсолнечные семечки, фисташки, рыба, мясо птицы, свинина, говядина, чернослив, изюм, бананы, авокадо и шпинат.
    • Вот некоторые продукты, которые содержат много кальция: молоко, сыр, йогурт, шпинат, кудрявая и листовая капуста, бамия, соевые бобы, белая фасоль, а также соки и хлопья, обогащенные кальцием.
    • Всегда советуйтесь с врачом, если хотите изменить рацион питания ребенка.
  2. Придумайте безопасные формы самостимуляции. Некоторые аутисты могут до крови расцарапывать свою кожу, наносить себе другие повреждения и травмировать себя. Вы можете остановить это, предложив другие, более безопасные способы стимуляции. В данном случае может помочь массаж, а также умеренное растирание кожи с помощью щетки. Кроме того, вы можете надевать на ребенка тонкую одежду (например, хлопковые спортивные брюки), чтобы защитить кожу от расчесывания.

    • Не забывайте, что многие люди, страдающие аутизмом, и сами не в восторге о собственного опасного поведения. Вместе с ребенком вы сможете отыскать альтернативные пути обеспечения необходимой стимуляции. Например, если ребенок бьется головой о твердые поверхности, можно попробовать изменить такое поведение, предложив ребенку просто сильно качать головой назад и вперед.
    • Поищите в интернете истории, где взрослые аутисты рассказывают, чем им удалось заменить свою склонность к самоповреждению.
  3. Попробуйте решить вопрос с источником раздражения. Если приступы самоповреждения у ребенка связаны с раздражающими факторами, постарайтесь что-то с этим сделать. Вы можете найти новые способы общения с ребенком, отказаться от определенных занятий или позаботиться, чтобы ребенок не оказывался в ситуациях, которые могут вызвать у него сенсорную перегрузку.

Как уменьшить тревожность

    Вы должны знать, что повторяющиеся действия и постоянство поведения являются нормой для аутичных людей. Для аутичных людей типично формировать стойкую привязанность к определенным вещам или моделям поведения. Не говорите ребенку, что есть что-то неправильное в его стереотипном поведении и узких интересах, иначе это помешает его эмоциональному развитию и заставить ребенка стыдиться себя и бояться проявлять свою личность.

    • Увлеченность чем-то может помочь выстроить отношения и получить опыт. Они могут даже превратиться в прекрасную карьеру когда-нибудь.
  1. Придерживайтесь распорядка дня. Многие аутичные дети чувствую себя гораздо лучше, когда у них есть стабильный предсказуемый распорядок дня. Если ребенок знает, когда именно он будет есть, играть, заниматься и ложиться спать, это сделает его день менее пугающим, утомительным и непредсказуемым. Это поможет снизить тревожность и связанную с ней ригидность поведения.

    • Установление нового режима дня может быть непростым делом, поэтому запаситесь терпением. Вашему ребенку потребуется некоторое время, чтобы понять распорядок дня и оценить, что его нужно будет придерживаться каждый день. Объясните распорядок дня вашему ребенку и сделайте расписание с картинками, чтобы помочь ребенку понять порядок дел в течение дня. Вы будете вознаграждены за настойчивость - как только ребенок поймет и примет новый режим дня, он станет чувствовать себя намного лучше.
  2. Чаще играйте с ребенком. Старайтесь играть в спокойные игры, которые выбирает ваш ребенок. Позвольте ребенку играть так, как он хочет, даже если игра кажется вам скучной и повторяющейся. Например, если вашему ребенку нравятся пуговицы, дайте ему пригоршню разных пуговиц, и присоединитесь к игре.

    Включите музыку. Многие аутичные дети очень восприимчивы к музыке. Если вы видите, что ребенок слишком встревожен, включите приятную, умиротворяющую музыку. Это поможет ребенку успокоиться.

    Попробуйте сделать массаж. Если вы включите в распорядок дня короткий сеанс массажа, это поможет ребенку расслабиться. Для этого не обязательно приглашать профессионального массажиста, вы сможете научиться делать такой массаж самостоятельно!

    Сохраняйте позитивный настрой. Если ребенок почувствует, что вы злитесь на него или хотите отругать, он, вероятнее всего, снова спрячется в своем внутреннем мире. Таким образом, в ваших интересах быть ласковым, добрым и позитивным, даже если вы чувствуете раздражение. Даже если вы ругаете своего ребенка, он должен чувствовать, что вы сопереживаете и поддерживаете его. Дайте ребенку время успокоиться после выговора.

    Дайте ребенку понять, что он дорог вам. Скажите ребенку, что он так же важен для вас, как и остальные члены семьи. В подтверждение слов относитесь к ребенку с любовью, уважением и щедростью. Если ребенок чувствует себя в безопасности, у него гораздо реже проявляются ригидность и повторяющееся поведение.

Что делать, если ребенок употребляет бранные слова или ведет себя неправильно

    Вы должны понимать, что аутичные люди иногда теряют контроль над своим поведением. Те же самые проблемы (раздражение, чувство незащищенности или избыток раздражающих факторов), которые вызывают поведенческие проблемы, могут заставить ребенка нарушать правила поведения в обществе. Дети могут вести себя необычно, например, начать кричать или издавать необычные звуки.

    Вы должны знать, что аутичные люди часто не умеют распознавать сигналы, которые посылают другие люди. Аутисты иногда даже не понимают, что их поведение мешает другим людям, и им не всегда удается распознать недовольство по мимике и жестам окружающих. Очень важно понимать, что аутисты порой ненамеренно нарушают эти правила.

    Спокойно объясните ребенку, что так вести себя нельзя. Дайте ему время обдумать сказанное. Если ребенок не специально нарушил правила поведения, то ваш суровый выговор только заставить его чувствовать себя неуютно. Если ребенок ведет себя так, чтобы привлечь внимание, отсутствие бурной реакции даст ему понять, что этот способ не работает.

    • Если ваш ребенок не оставляет свои попытки привлечь внимание плохим поведением, даже не получив вашей ответной реакции, спокойно скажите: "Криком ты ничего не добьешься. Если ты что-то хочешь, почему бы тебе не объяснить это словами?". Если вы будете последовательны и предложите лучшее решение, ребенок хорошо усвоит, что такое поведение неэффективно.
  1. Последите за своим собственным поведением. Например, если вы не хотите, чтобы ребенок употреблял бранные выражения, вы и сами должны воздержаться от ругани. Дети учатся, наблюдая за вашим поведением, и правило "делай, как я говорю, а не так, как я поступаю сам" здесь не работает.

    Если вы сделали все. что мы советовали выше, но ребенок не прекратил своего неправильного поведения, вы должны прибегнуть к соответствующему наказанию. Ограничьте что-нибудь, что ребенок воспринимает как привилегию - например, запретите ему в течение всего дня смотреть телевизор.

    • Самое важное в этом методе - быть последовательным. Если ваш ребенок заподозрит, что вы не выполните своей угрозы, вряд ли он перестанет нарушать правила поведения. Последовательность означает, что вы сделаете именно то, о чем говорите.
    • Прибегайте к наказанию только в самом крайнем случае.

Как справиться со стереотипным поведением

  1. Вам необходимо знать, что стереотипии, или устойчивые повторяющиеся движения, являются одной из характеристик аутичного спектра. Большинство аутичных детей периодически повторяют одно и то же движение - они подпрыгивают, кружатся на месте, переплетают пальцы, трясут кистями рук, ходят на цыпочках или гримасничают. Как и самоповреждение, эти движения являются частью самостимулирующего поведения, однако они не причиняют вреда здоровью ребенка. Стереотипные движения помогают ребенку контролировать свои эмоции, сосредотачиваться на задаче, предотвращать срывы из-за сенсорной перегрузки и чувствовать себя спокойнее.

    Вы должны объяснить ребенку, что в таком поведении нет ничего плохого, тем более все люди в той или иной степени имеют склонность к повторяющимся движениям. (Например, даже здоровые люди могут иметь привычку щелкать автоматическим карандашом, расхаживать по комнате туда и обратно, накручивать прядь волос на палец или бесцельно постукивать ногой).

    • Никогда не наказывайте ребенка за такое поведение и не смейтесь над ним, потому что это непременно скажется на его самооценке и неблагоприятно повлияет на эмоциональное развитие.
  2. Предложите ребенку разнообразные занятия. Если вы будете проводить много времени с ребенком, играя в различные игры, то он меньше будет проявлять стереотипное поведение. Научите ребенка новым играм, особенно тем, где нужно будет задействовать воображение.

    • Если двигательные стереотипии присутствуют постоянно, ребенок нуждается в большей физической активности.
    • Если гиперактивный ребенок прыгает на батуте, делает упражнения на надувном мяче, лазит по деревьям, плавает, занимается восстановительными упражнениями или гуляет пешком, это дает ему достаточное количество двигательной активности, и он может спокойно сидеть за партой во время уроков.
  3. Убедитесь, что сверстники вашего ребенка понимают его особенность. Поговорите с учителями и ассистентами учителя, чтобы быть уверенным, что одноклассники ребенка умеют правильно общаться и не дразнят вашего ребенка за то, что он отличается от них. Аутичные дети не должны бояться насмешек из-за стереотипного поведения.

    Дайте ребенку подходящие игрушки. Вашему ребенку может понравиться перебирать локоны куклы или катать в руках клубок ниток. Это даст ребенку возможность выбрать, какие стимулирующие действия ему необходимы, и хочет ли он, чтобы его действия не привлекали внимания окружающих. Подчеркните, что вы принимаете и уважаете его выбор.

Как относиться к пищевым предпочтениям

  1. Будьте реалистом. У аутистов часто бывают очень узкие пищевые предпочтения. Они могут быть очень разборчивы. Вам надо убедиться, что ребенок получает все необходимые питательные вещества, но при этом вряд ли вы хотите, чтобы каждый прием пищи превращался в сражение. Подходите разумно к этому вопросу.

    • Употребление достаточного количества пищи важнее ее органической составляющей.
    • Обратите внимание на сбалансированность питания.
    • Обратите внимание на то, может ли ваш ребенок употреблять витамины.

Дети с расстройством спектра аутизма (РАС) могут вести себя агрессивно по отношению к себе или другим людям. Существуют стратегии, которые вы можете использовать, чтобы предотвратить агрессивное поведением вашего ребенка.

Аутизм сам по себе провоцирует проявление определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий (), и агрессивных всплесков и т.д. Проявляться злость может по-разному:

  1. Самоагрессия (покусывание рук). Взрослым нужно ограничить ребенка от гипервнимания и назойливого навязывания шаблонов и действий. Ребенок должен быть заинтересован в контакте и выполнении задач.
  2. Агрессия к окружающим: битье взрослых, бросание предметов, преднамеренное уничтожение вещей. Чаще всего проявляется при эмоциональной перегрузке, когда появляется нежелательный контакт или непонимание со стороны взрослых.
  3. Создание агрессивных образов. Каждая ситуация позиционируется как потенциально опасная. Например, едущий велосипед – обязательно наедет, идет дождь за окном – затопит комнату. В данном случае важно не усугублять ситуацию и не акцентировать на этом внимание. Нужно уметь переключать внимание на положительные моменты.

Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов

Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.

Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый

  1. Бороться с проблемой необходимо с раннего возраста. Приступы агрессии можно подавить в любом возрасте, только у взрослых это будет сделать сложнее. Просто в 5 лет справиться с истериками намного проще, чем в 14. При этом в раннем возрасте ребенок не может сильно навредить ни себе, ни окружающим.
  2. Самостоятельно подобрать программу реабилитации будет сложно (самолечением можно только усугубить ситуацию), рекомендуется обратиться за помощью к специалисту для разработки индивидуальных заданий.
  3. Тихий уголок для ребенка. Детям с РАС нужно иметь место, где они могут прятаться от окружающего мира (людей, звуков, тактильных ощущений, запахов). Внешние факторы часто провоцируют агрессию. Нужно научить ребенка чувствовать уровень перегруженности и своевременно уединяться в тихом и уютном для него месте.
  4. Не стоит усиливать агрессивное поведение малыша. Часто родители или наказывают, или заставляют ребенка делать что-то против его воли. Приступы от этого только усиливаются. Важно помнить, что поведение родителей влияет на поведение ребенка.
  5. Родители сохраняют последовательность и спокойствие. Уравновешенная и спокойная атмосфера дома, без повышенных тонов, резких движений, с проявлением внимания и понимания, поможет ребенку научиться контролировать свои эмоции.
  6. Для детей с аутизмом важен режим и строгая последовательность действий. К любому изменению в режиме ребенка нужно подготавливать.
  7. Система вознаграждений увеличит стремление малыша делать хорошие поступки.
  8. Медикаментозное лечение. Нужно обратиться к лечащему врачу, чтобы тот, исходя из индивидуальных показателей ребенка, подобрал комплекс витаминов, нейролептиков и стабилизаторов настроения.

Помощь детям в общении: метод второй

  1. Ребенок должен уметь выражать свои желания, мысли и чувства. В этом ему помогут родители. Каждое действие нужно проговаривать, показывать, как вербально проявлять эмоции и желания.
  2. Каждое задание нужно разбить на мелкие этапы, чтобы понимать, с чем ребенку трудно справляться. Агрессия при возникновении трудностей – это обычная практика при РАС.
  3. Посещайте занятия с психотерапевтом.

Понять причину – решить проблему: метод третий

  1. Агрессия не возникает на пустом месте, ее провоцирует определенный раздражитель. Важно понять, в каких моментах ребенок начинает проявлять разные формы агрессии.
  2. Контроль над движениями, словами, поведением родителей. Вспышка гнева может усилиться при неправильном поведении окружающих.
  3. Агрессию можно контролировать, если ребенка будет окружать благоприятная и спокойная атмосфера.

Важно: чтобы получить результат, нужно долго и целеустремленно работать, в первую очередь над собой. Прежде чем внедрять в режим дня что-то новое, обязательно нужно советоваться с лечащим врачом.

Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов

Расстройство аутистического спектра у взрослых обладает своими особенностями. Одной из характерных черт заболевания является агрессия, с угрозой для него самого и окружающих. Игнорировать подобные поведенческие изменения нельзя, среди методов борьбы с приступами гнева, стоит отметить:

  • медикаментозное лечение с использованиями препаратов для корректировки поведения, и другие (только по назначению докторов);
  • регулярное посещение психиатров и психологов (разработка индивидуальных программ).

Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.

В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов.
Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.
Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.

Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!


Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:

  1. Научитесь просчитывать и предугадывать наступление очередного приступа за счет ведения дневника с пометками предпосылок, поведения и последствий. В дневнике буквой А нужно обозначать предпосылки, буквой В – поведенческие особенности, буквой С – последствия.
  2. На основе своих наблюдений сделайте выводы о том, что чаще всего провоцирует приступы, и какая форма агрессии преобладает.
  3. Получив полноценную картинку ситуации, обратитесь к профессионалу (психологу, дефектологу, невропатологу и т.д.).

Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?

Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты.
При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.
Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.


Изучение агрессии при аутизме

Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:

  • дети здоровые или с интеллектуальной инвалидностью испытывают меньше приступов гнева, чем дети с аутистическим расстройством;
  • учитывая факторы риска, приступы злости в равной степени проявляются у девочек и мальчиков;
  • впервые агрессия при РАС проявляется в раннем детском возрасте (позволяет своевременно скорректировать поведение).

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.

В таблице собраны некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с проблемой агрессии, и насколько простые бытовые правила помогают с ней справиться. Отзывы взяты с сайтов: http://invamama.ru/aut_diagnostic/2731/, https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=15996.

Положительные Отрицательные
Нам очень помог совет с распорядком дня и картинками. Мне намного проще понимать, чего хочет дочь, и атмосфера дома стала более доброжелательной и спокойной. (Марта) А у нас агрессия началась как раз после назначения ноотропного препарата. Дочь перестала спать по ночам, стала раздражительной, плакала, все швыряла. Это было нечто. Я сразу даже не связала препарат с поведением. Как только отменили, через неделю все восстановилось. Теперь боюсь всех этих лекарств! (Надя)
У нас ЗПРР на основе аутистического синдрома, и приступы гнева начали проявляться только в 5 лет, когда мы начали сына водить в детский сад. Он просто начал подражать остальным детям, начал кусаться, драться, требовать что-то плачем и т.д. Несколько сеансов с психологом, плюс ко всему дома начали играть в ролевые игры с демонстрацией разных ситуаций, помогло исправить ситуацию. Ах, да, группу в дет.саду мы сменили. Сын опять спокойный и уравновешенный. (Лиля) Ой, все просто, дома должно быть спокойно, тихо и комфортно. Дарите внимание своим крохам и не будет проблем. А если дома родители ссорятся, на ребенка начхать, только пичкают его препаратами, так и агрессии не удивляйтесь! (Вероника)
Мы нашли свой метод успокоения. Наша зайка перестает капризничать и крушить все на своем пути как только видит плавающих дельфинов с их пением. В комнате всегда играет релаксирующая музыка и окружают только фиолетовые тона (по совету психолога(Ирина)) .
У нас раньше агрессия начиналась как только приближалось время сна. Какой-то бешеный страх был. Опытные психиатры разработали ритуал сна. На его внедрение мы потратили полгода. Зато теперь никаких проблем и никакой агрессии . (Татьяна)
Звуки дождя, трели птиц, пение дельфинов, музыка для медитации – все это положительно влияет на состояние души и на поведение нашей малышки, да и наше с мужем. Даже после эмоциональной прогулки, после того, как мы переступаем порог квартиры, она расслабляется и успокаивается. (Зарина)

Вывод
Из многочисленных отзывов можно сделать вывод, что при правильном подходе, приступы гнева и агрессии можно подавить, наполнив жизнь своего крохи комфортом, вниманием и любовью.
Наблюдайте за своими детьми, взаимодействуйте со специалистами, внедряйте разные методы коррекции поведения и сохраняйте спокойствие. Только так можно достичь успеха.

Видео — Агрессия аутиста и…почему это не агрессия

Видео — Поведение ребенка с аутизмом: стереотипия, агрессия, истерика

Вне зависимости от того, сколько вы делаете для своего ребенка с РАС, как часто вы проводите занятия и как много времени отдаете терапии, вы, скорее всего, не можете избавиться от чувства вины. Отчасти это вызвано тем, что до сих пор нет единой теории того, что провоцирует аутизм, и что может служить его лечением. Поэтому любые ваши действия в прошлом могут быть ошибочными, но всё, что вы будете предпринимать, может помочь.

Однако чувство вины по своей природе деструктивно – оно даже может помешать вам быть эффективным родителем для своего ребенка. Предлагаем вам десять советов, как побороть чувство вины и найти силы продолжать лечение.

1. ЭТО Я ВИНОВАТА В ЭТОЙ БОЛЕЗНИ!

Однозначно известно, что аутизм не возникает от нехватки родительской любви. Однако наука не может пока со стопроцентной уверенностью заявить, привела ли к этому расстройству ваша диета во время беременности, вакцинация или какие-либо другие ваши действия. Из-за этого легко начать винить именно себя, но, скорее всего, что дело в генетических факторах, которые полностью находятся вне вашего контроля.

2. Я ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ!

Что если новый подход к терапии – это долгожданное средство, которое однозначно поможет ребенку, стоит лишь только пройти курс лечения? Мысль о том, что вы лишаете своего малыша необходимого лечения, обрекая его на пожизненную инвалидность, может быть невыносимой.

Но помните вот что: люди всерьез занимаются аутизмом уже долгое время, однако до сих пор не появилось средства, которое имело бы такой же неоспоримый терапевтический эффект, как это было в случае антибиотиков. Даже если вы пока что не можете позволить себе новой процедуры, время, которое ваш малыш проводит в общении с любящим родителем, не пройдет для него даром.

3. ЭТО ВРЕМЯ Я ДОЛЖНА БЫЛА ПОСВЯТИТЬ ЗАНЯТИЯМ С РЕБЕНКОМ!

Вы сели почитать книгу, пока ваш малыш смотрел телевизор – и теперь вы съедаете себя за это. Ведь на счету каждая секунда, и вы должны работать над развитием ребенка весь день напролет без перерыва. Это, конечно, очень похвальное желание, но даже самый лучший отец или мать не может проводить с ребенком по восемнадцать часов в день и сохранять при этом психическое и физическое здоровье. Помните, что ваше благополучие тоже имеют значение – ребенку нужны здоровые и энергичные, а не полностью выдохшиеся родители.

4. ЭТИ ДЕНЬГИ Я ДОЛЖНА БЫЛА ПОТРАТИТЬ НА ЛЕЧЕНИЕ!

Вы не выдержали и купили себе новую блузку – и теперь ругаете себя, что не потратили эту сумму на занятия с психологом, книги по аутизму или обучающие игрушки. Заметим, однако, что ребенок – не единственный член вашей семьи. Вам нелегко достаются деньги, и вы имеете право подумать и о себе. Ваш ребенок уж точно не будет жалеть о лишнем терапевтическом занятии, которое не удалось посетить.

Читайте также Что такое тяжелый аутизм

5. Я ДОЛЖНА НАХОДИТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ ДРУГИХ ДЕТЕЙ И СУПРУГА!

Если общение и помощь ребенку с аутизмом приходится в основном на ваши плечи, вы можете уставать слишком сильно, чтобы уделить другим членам семьи то внимание, которого они заслуживают.

Важно находить возможности для общения с мужем или другими детьми, но порой вам просто жизненно необходимо побыть наедине с собой, прогуляться или найти другой способ освободить мозг от беспокоящих вас мыслей. Если вы будете пребывать рядом с членами семьи только физически, а мысли ваши будут все заняты вопросами терапии, толку от такого общения будет немного.

6. ДРУГИЕ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ!

А еще у других людей больше денег, у них лучше здоровье, стройнее тело и выше выносливость. Сравнивать себя с другими имеет смысл только тогда, когда такое сравнение помогает вам почерпнуть новые идеи или знания, в противном случае – это прямо путь к постоянному переживанию вины.

Помните: вы можете не знать всего объема финансовых и других ресурсов, которыми располагают ваши соседи. Им может быть банально легче, чем вам – и вы никак не можете на это повлиять.

7. Я ДОЛЖНА БОЛЬШЕ ПРОДВИГАТЬ _________________________ В ЗАНЯТИЯХ С РЕБЕНКОМ!

В зависимости от того, что вы читаете или с кем общаетесь, вы можете получать самые разные советы (часто – прямо противоположные) относительно того, как помочь ребенку. Больше инклюзии в коллектив с обычными детьми или, напротив, меньше инклюзии, больше терапевтических сессий различной направленности или концентрация только на одном виде занятий, нужны или нет совместные игровые сессии с другими детьми – примеров можно привести миллион. Даже обычный ребенок может утомиться от происходящего с ним разнообразия встреч, поездок и игр, что тут говорить о малыше с РАС, который гораздо чувствительней к подобным вещам. Возможно, и вам тоже стоит отдыхать чуть побольше!

Статьи по теме: