Бумажная фея, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспект занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе с бумагой «Подарок для Мышонка» подготовила воспитатель - Конспект Изучение свойств бумаги младшая группа
Конспект занятия.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
в подготовительной группе.
Тема: «Знакомство с бумагой и ее свойствами»
Цель:
Расширение и закрепление представлений по теме: «Знакомство с бумагой». Развивать активный и пассивный словарь по теме.
Программное содержание:
Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой. Выполнение из бумаги различных поделок. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление.
Словарь и грамматика:
Развивать словарь по данной теме. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов - антонимов, подборе определений, в загадывании загадок, образных выражений и сравнений.
Связная речь:
Учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением.
Оборудование:
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон и др.). Предметы, изготовленные из бумаги. Емкость с водой. Оборудование для конструирования из бумаги.
Предварительная работа:
Заранее организуется экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части занятия. Загадки о предметах, выполненных из бумаги. «Чудесный сундучок».
Ход занятия:
. Дети входят в группу:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг - другу и подарите свои улыбки гостям.
Начнем наше занятие. Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.
. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет - заметочку кладет (Бумага)
Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)
Правильно ребята, бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги свое название.
. Давайте поиграем с сундучком
Я листочки положила в разноцветный сундучок
Ну-ка (имя ребенка) вынь листок и назови.
(Дети достают из сундучка листы бумаги, называют его (например, калька) и рассказывают для чего ее используют).
Молодцы, все верно назвали. А сейчас подумайте и назовите предметы, которые могут быть сделаны из бумаги? (дети перечисляют). Ребята давайте посмотрим, а что еще в чудесном сундучке? А тут вот еще, сколько разных предметов! Может вы знаете про них загадки? (Один загадывает, а остальные отгадывают и находят предмет в сундучке).
Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.
(Дети приносят предметы и раскладывают их на столе, сами садятся на стульчики вокруг стола).
Ребята вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно сказать:
-бумажный (конверт, пакет, стаканчик)
-бумажная (салфетка, коробка)
-бумажные (игрушки, цветы)
(ответы детей: бумажный стаканчик…)
А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).
Ребята возьмите листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? Нет. Чем отличается? (ответы детей)
Поиграем в игру.
. «Подбери пару»
Возьмите по одному листочку. Один покажет всем свой листок со словами: «Бумага бывает...(например, гладкая). А кто-то другой ему ответит: «..а бывает бумага (например, шершавая)». Дети играют.
Воспитатель: Молодцы, не ошиблись и все справились.
1.А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».
2.А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».
3.Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и распадается».
Ребята посмотрите на наш экран. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги. На следующих занятиях узнаем и другие свойства бумаги.
А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Чтобы больше узнать про бумагу я принесла вам вот такой альбом. Мы его рассмотрим после занятия. В нем собраны иллюстрации необычных вещей сделанных из бумаги-это называется бумагапластика.
На занятиях мы тоже учимся делать разные игрушки из бумаги. Давайте подойдем к столу и попробуем сделать голубка, которого мы научились делать на прошлом занятии (дети делают голубей и украшают ими веточки в вазе).
Ребята, если бы кто-нибудь из вас захотел сделать такую композицию, долго ему пришлось бы трудиться! Каждый сделал одного голубка, а все вместе-замечательную композицию в вазе. Она будет украшать нашу группу. Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе. Сегодня на нашем занятии вы играли, работали в мастерской и узнали разные свойства бумаги. Перечислим их еще раз (дети перечисляют - вся бумага мнется, рвется, намокает). А наше занятие окончено.
Программное содержание .
Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процессе изготовления и ее применение.
Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.
Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимания, память и мышления, развивать мелкую моторику рук.
Обогащение активного словаря: шероховатая, глянцевая, гофрированная, тонкая, гладкая.
Предварительная работа : знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно- экспериментальной деятельности детей, знакомство с глобусом, беседы на тему "Бумага в нашей жизни".
Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, ёмкости с разноцветной водой, спички, "письмо", "знаки свойства бумаги".
Ход мероприятия :
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться "доброе утро"
"доброе утро"- солнцу и птицам
"доброе утро"- улыбчивым лицам!
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям!
(Воспитатель: вносит глобус.)
Что это такое?
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: - Это модель Земли
Воспитатель: А что такое модель?
Дети: Это наша планета, уменьшенная во много раз.
Воспитатель: Ребята, а почему наша планета такая разноцветная? Что означают цвета на глобусе?
Дети: - Вода, леса и суша.
Воспитатель: Какого цвета больше?
Дети : - Синего.
Воспитатель: Да, потому что это вода, она занимает большую часть Земли.
А какого цвета очень мало?
Дети: - Зеленого.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
(Предположительные ответы детей.)
Воспитатель: Потому что лесов очень мало. Часто случаются лесные пожары, деревья болеют и сохнут. Еще большие площади деревьев вырубают. А как вы думаете, для чего рубят лес?
Дети : - Из дерева делают мебель, строят дома, еще из дерева делают бумагу.
Воспитатель: Да ребята дерево очень дорогой, прочный материал, он также очень теплый. Вы правильно сказали, что из дерева делают бумагу. Это очень трудоёмкий процесс и для изготовления одного листа бумаги трудятся очень много машин и людей. Мы с вами не можем прожить без бумаги, она окружает нас везде. Где, например, бумага встречается в вашей жизни?
Дети: - Мы рисуем в альбомах, читаем книги и журналы, наши игрушки хранятся в бумажных коробках.
Воспитатель: Правильно дети! Ой ребята, я совсем забыла, когда я шла в детский сад, вынула из почтового ящика письмо, его прислали дети из младшей группы и вот что они пишут: «Здравствуйте дорогие ребята, пишут вам малыши из группы «Ягодка». У нас есть вот такая проблема: мы очень любим играть, дуть мыльные пузыри, пускать кораблики в воде. Но мы не как не можем понять, какие кораблики лучше плавают и дольше держаться на воде?
Вы нам, пожалуйста, помогите разобраться. Мы знаем, что вы такие умные и знаете всё. А ещё мы прислали вам загадки:
Я белая, как снег, дружу с карандашом
Где он пройдет, заметку кладёт? ….. (Бумага.)
Есть листок, есть корешок
А не куст и не листок? ..... (Книга.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам
На одном таком листе
Очень много новостей? ….. (Газета.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как же нам помочь малышам?
Дети: - Надо исследовать свойства бумаги и рассказать о них ребятам.
Воспитатель: Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы хотите там побывать? Тогда закрывайте глаза и скажем слова «Раз, два, три в мастерскую заходи».
(Дети проходят на свои места, перед ними тарелки с бумагой разного вида.)
Воспитатель: Ребята, возьмите листики и попробуйте их на ощупь. Бумага бывает гладкая, шершавая, толстая, тонкая, мягкая, твердая. Ну что начнем опыты?
Опыт №1 . Бумага мнется. (Дети мнут бумагу руками.)
Вос-ль: Бумага мнется, ребята и мы обозначим это карточкой. Иди Настя и прикрепи ее к доске.
Опыт №2 . Бумага рвется. (Дети рвут бумагу.)
Воспитатель: Что еще можно сделать с бумагой?
Дети: - Порвать. (Вешают соответствующую карточку.)
Опыт №3 . Бумага намокает и впитывает влагу. (Дети, опускают белую бумагу, в окрашенную воду. Бумага намокает и меняет цвет.)
Воспитатель: Полина, повесь знак на доску! Молодец! А сейчас мы с вами разомнёмся.
Физминутка:
Мы сначала будем топать
А потом мы будем хлопать
А сейчас мы вместе сядем, встанем - будем взрослым дядей
Наклонитесь ниже- ниже, головой к коленям ближе.
А сейчас вы потрудитесь, хорошенечко прогнитесь
Головою покружите и плечами поверните
Ну-ка дети не устали сели - встали, сели-встали
Все руками помахали и ко мне все подбежали
А теперь мы повернемся и все дружно засмеёмся!
Воспитатель: Ребята, у бумаги есть ещё одно свойство - она горит и легко воспламеняется. Поэтому этот опыт нужно проводить вместе с взрослыми, я буду делать, а вы наблюдать.
Опыт№4. Б умага горит. (Ребёнок прикрепляет знак на доску.)
Воспитатель: Ну вот мы и узнали, ребята, о свойствах бумаги. Давайте ещё раз назовем их!
Дети: Бумага - рвётся, мнётся, намокает и горит.
Воспитатель: Хорошо, а теперь мы сделаем разминку для наших рук и поиграем в интересную игру:
Мы бумагу режем, режем
Мы бумагу рвем, рвем
Мы бумагу клеем, клеем
Мы бумагу мнем, мнем
Д/и «Найди на ощупь»
(Гладкая - глянцевая, твердая-картон, мягкая-салфетка, шершавая-бархатная, гладкая-гофрированная.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы в нашей лаборатории исследовали свойства бумаги и теперь что же младшей группы написать в письме? А давайте, мы с вами, пошлем малышам, знаки - обозначающие свойства бумаги! Они расскажут малышам, что бумага не прочный материал, она - рвется, мнется, горит и тонет.
А нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем: «Раз, два, три, снова в группу заходи!» (Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и вернулись из лаборатории, вы все хорошо потрудились и за это я хочу подарить вам маленькие кораблики.
Конспект НОД «Свойства бумаги»
Младшая группа.
Копкова Татьяна Вячеславовна, воспитатель МКДОУ Детский сад №44 г.Среднеуральск Свердловской области
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Познакомить детей со свойствами бумаги.
Учить детей делать выводы по окончанию опыта.
Оборудование:
Большая коробка, в которой лежат листы бумаги – разные по размеру, по цвету, по фактуре. Ножницы. Клей-карандаш(на каждого ребёнка). Записка.
Приготовлена большая ёмкость с водой(таз). Полотенце, или салфетки.
Стихотворение С. Зайчик «Снежинка»
Ход НОД.
Дети самостоятельно играют. Воспитатель вносит в группу коробку.
Воспитатель: Ребята! Старшие дети из нашего детского сада передали для вас коробку с сюрпризом. Хотите посмотреть что там?
(ответы детей)
Дети подходят, рассаживаются за столом, воспитатель открывает коробку.
Воспитатель: Здесь бумага. Много бумаги! (раскладывает на столе) Она разная! (задаёт вопросы: какая здесь бумага? По цвету, по размеру. Уточняет: гладкая, шершавая. Трогает ладошкой, предлагает детям потрогать пальчиками, погладить ладошкой).
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, здесь ещё есть записка. Читает.
«Здравствуйте, наши младшие друзья!
Мы – дети старшей группы, передаём вам коробку с бумагой.
Попробуйте, что можно делать с бумагой. Успехов вам!»
Воспитатель: Ребята! Дети старшей группы предлагают нам попробовать, что можно делать с бумагой. Вам интересно попробовать? (ответы детей). И мне очень интересно.
Здесь есть ножницы. Что можно сделать ими с бумагой? (ответы детей).
Правильно – разрезать. (воспитатель режет лист бумаги)
Что происходит с бумагой? (ответы детей) Правильно, бумага легко режется ножницами.
Воспитатель «нечаянно» рвёт бумагу.
Воспитатель: Ой! Что случилось? (ответы детей) Я порвала бумагу! Она рвётся!. Вы тоже можете порвать лист бумаги. (дети рвут бумагу) Воспитатель обращает внимание детей, что бумага легко рвётся. На большие и маленькие кусочки.
Воспитатель дует на обрывки бумаги.
Воспитатель: ребята, почему бумага разлетается?(ответы детей). Да, потому что я на неё дую. Какая лёгкая бумага – она разлетается, если на неё подуть. Хотите поиграть с бумагой – подуть на неё?(ответы детей).
Я
предлагаю выйти из-за столов, и поиграть
на ковре. Наши бумажки похожи на
снежинки.
Снежинка
упала
ко мне на ладошку,
Её
я согрею дыханьем немножко.
Снежинка,
ты в прятки решила играть?
Тебя
на ладошке моей не видать.
Воспитатель с детьми играет на ковре – поддувают снизу на обрывки бумаги.
Воспитатель: (трясёт коробку, в ней что-то гремит). Ребята, здесь что-то ещё есть! Посмотрим? (ответы детей)
Воспитатель выкладывает на стол клей-карандаш, дети снова рассаживаются за столы.
Воспитатель: Что нам ещё прислали в коробке? (ответы детей). Правильно, это клей. Для чего он нужен? (ответы детей). Конечно, чтобы клеить. Предлагаю попробовать склеить бумагу (дети склеивают листы бумаги клеем). Что у нас получилось? (ответы детей) Правильно, бумага склеилась.
Воспитатель: Какая интересная, оказывается, бумага! Её можно порезать, порвать, подуть на неё, и она полетит. А что случится с бумагой, если её положить в воду? (ответы детей).
Я предлагаю попробовать. Воспитатель приносит таз с водой, и дети опускают в воду листы бумаги.
Пусть бумага немножко полежит в воде, а мы немножко поиграем.
«Глазкам
нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают
глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий
вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза
по кругу побегут.»
(Глаза открыты.
Движение зрачком по кругу по часовой и
против часовой стрелки)
«Много-много
раз моргнут»
(Частое моргание
глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое
касание кончиками пальцев закрытых
глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза
распахнуты. На лице широкая улыбка).
Воспитатель: Как хорошо поиграли – согласны ребята? (ответы детей).
А теперь можно проверить, что стало с бумагой, которую мы опустили в воду. Можете подойти и проверить.
Дети подходят, достают бумагу, мнут её, рвут.
Воспитатель: Что же случилось с бумагой?(ответы детей). Правильно, бумага размокла, превратилась в кашу. Теперь бумага разваливается, если мы хотим порвать её.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с бумагой? (ответы детей). Что вы с ней делали? (ответы детей). И мне очень понравилось, как вы играли с бумагой. У вас всё очень хорошо получается, вы молодцы!
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
Подготовила воспитатель Николаевская М.О.
Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах;
Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
Учить детей делать умозаключения и выводы;
Продолжать учить детей отвечать, не выкрикивая и не перебивая товарища;
Воспитывать доброжелательность и желание помочь.
Активизация словаря: бумага, ткань, гладкая, твердая, шуршит, ткань не издает звуков, шарф бумажный размокнет, шарф из ткани намокнет, мятый, состоит из ниток, увеличительное стекло.
Оборудование и наглядные материалы: пальчиковая кукла Шалтай-Балтай, стаканы с водой, ларец, клеенки (по кол-ву детей), полотенца тканевые (по кол-ву детей), шарфы из бумаги (по кол-ву детей), шарфы из ткани (по кол-ву детей), вещи из ткани и бумаги, 2 подноса.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, Вы знаете кто такой Шалтай-Балтай? Хотите познакомиться с ним? (Да!)
II. Вводная часть:
Шалтай-Балтай в слезах (воспитатель, одев пальчиковую куклу играет роль Шалтая-Балтая) и рассказывает о своем несчастье…..(о том, как его подруга Кнопочка попросила его помочь ей разобрать вещи на те, что сделаны из бумаги, и на те, что сделаны из ткани, а он ни про бумагу, ни про ткань ничего не знает).
Воспитатель: Дети, поможем Шалтай-Балтаю? (Да!)
Воспитатель: Но для того чтобы помочь ему мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани. У меня для вас сюрприз: сейчас мы вместе с Шалтай-Балтаем отправимся в мастерскую. Пожалуйста, проходите в эти волшебные ворота и рассаживайтесь, но руками пока ничего не трогайте. Договорились? (Да!). (Дети рассаживаются по местам).
III. Основная часть:
Воспитатель: Дети посмотрите на столе так много предметов: это вода в стаканчике, листочек бумаги, ткань. Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать.
Воспитатель: А сейчас каждый из вас подойдёт и потрогает ткань и бумагу, нужно потереть их
пальчиками. А теперь закроем глазки и «запомним», какая на ощупь бумага, и какая ткань. (Ткань - мягкая, теплая. Бумага - жесткая, холодная.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!! Мне очень понравились ваши ответы, а тебе Шалтай-Балтай понравились? Что ты запомнил?
Шалтай-Балтай: Мне понравились, как дети весело отвечали, потому что я веселый! А запомнил я то, что бумага теплая, мягкая, а ткань жесткая! (Дети поправляют ответ Шалтай-Балтая).
Воспитатель: А теперь следующий эксперимент, у меня в руках стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы, например, посмотрите, как увеличивается лепесток у цветка на этой картинке. Это стекло называется увеличительное. Давайте повторим его название: увеличительное (дети повторяют за воспитателем).
Воспитатель: Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала ткань: что мы видим? (Ниточки, серый цвет).
Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы можем сказать о ней? (Не видим ниточек).
Воспитатель: Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим, а видим только желтый цвет. Давайте еще раз повторим, чтобы Шалтай-Балтай запомнил, что ткань состоит из ниток, а бумага нет.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать? (Да!)
Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок? (Дети рассказывают все вместе):
Тишина у пруда, не колышется вода,
Не шумят камыши, засыпают малыши.
Молодцы, детки хорошо рассказали, а теперь открываем глазки, сидим тихо - тихо и берем сначала бумагу, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).
Воспитатель: Правильно она шуршит. Давайте повторим - бумага шуршит. Положите бумагу и возьмите ткань и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять ткань ткани. Что мы слышим? (Ничего).
Воспитатель: Правильно ткань не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем объяснить Шалтай-Балтаю? Шалтай-Балтай, запомни, что когда мнешь, бумагу он шуршит, а ткань - когда мнешь, она молчит, не издает звука.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши листочки стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками бумагу. Что у вас получается? (Не получается разгладить).
Воспитатель: Да, вы правы, бумага у нас настолько мятая, что не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли ткань, если будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? (Она выпрямляется).
Воспитатель: правильно ткань распрямляется при разглаживании.
Шалтай-Балтай: Ой, что то я устал……. Хочу поиграть!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Встаем, задвигаем стульчики и отдохнем.
Физкультминутка (под музыку).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли! А теперь нас ждет еще один эксперимент – теперь мы узнаем, если наши бумага и ткань испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет.
Воспитатель: Берем сначала ткань, погружаем её в воду, отжимаем. Что мы видим? (Она стала мокрой).
Воспитатель: Расправьте её и покажите Шалтай-Балтаю. Видишь Шалтай-Балтай, ткань стала мокрой. Сейчас попробуем погрузить в воду листочек бумаги. Отжимайте его. Попробуйте его распрямить. Что вы видите? (Он размок и стал рваться).
Воспитатель: Правильно, давайте разъясним Шалтай-Балтаю, что если мы решим постирать ткань, она намокнет, а если постираем бумагу, то она размокнет, начнет рваться и её придется выбросить. Значит, что прочнее ткань или из бумага? (ткань).
Воспитатель: Шалтай-Балтай, теперь ты понял, что такое бумага и ткань? Ребята, давайте еще раз для него повторим:
Бумага Ткань
Жесткая Мягкая
Не состоит из ниток Состоит из ниток
Если ее мять шуршит Если ее мять не издает звуков
При разглаживании не распрямляется При разглаживании распрямляется
В воде размокает и рвется В воде намокает и становится мокрой
IV. Заключительная часть
Воспитатель: Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани мы сможем Шалтай-Балтай тебе помочь! Да ребята? (Да).
Воспитатель: Вставайте полукругом, около ларца и ты Незнайка будь рядом. Сейчас мы откроем ларец и посмотрим, что там лежит (воспитатель открывает ларец). Ой, здесь так много вещей из бумаги и из ткани. Я раздам каждому из вас по одному предмету, и вы разложите их на эти два подноса: если предмет сделан из ткани – то, пожалуйста, положите его на этот поднос, а если предмет сделан из бумаги - то на этот! (Дети выполняют задание)
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как вы помогли Шалтай-Балтаю! (воспитатель проверяет, а ошибки исправляют вместе с детьми).
Шалтай-Балтай: Спасибо вам ребята, вы настоящие друзья!
Конспект занятия социализация
Тема: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»
Цель. Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.
Задачи:
1.«Познавательное развитие»: сформировать интерес к экспериментальным действиям; закрепить представления о свойствах бумаги и ткани: гладкость-шершавость, ворсистость-отсутствие ворсистости, прочность, намокание-размокание; развивать тактильные ощущения в процессе практических действий с разными материалами; закрепить представление о функциональном назначении утюга;
2. «Речевое развитие»: расширить активный словарь по теме; сформировать умение рассуждать, делать выводы;
3. «Социально-коммуникативное развитие»: сформировать умение действовать в коллективе согласно правилам.
5. «Физическое развитие»: развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки;
Материал. Кукла Маша, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя и на каждого ребенка; предметы, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу куклу Машу.
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она сегодня идет в гости и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая. Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы Маша убедилась, что из бумажной ленты бантик не получится, давайте попробуем его завязать.
Ребята, что произошло с бумажной лентой?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: Почему порвалась бумажная лента?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная.
Воспитатель: Матвей, почему порвалась бумажная лента? А ты, Алена, как думаешь?
Ответы детей
Воспитатель: Вот, видишь, Вика, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани. Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты. Ребята, лента из ткани порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А как вы думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что бумага какая?
Ответы детей
Воспитатель: А лента из ткани не порвалась, потому что ткань какая?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, посмотри, у вас на столах лежат ленточки. Давайте вместе найдем бумажную ленточку.
Воспитатель: Максим, какую ленточку ты взял? (Бумажную). А ты, Линара?
Ответы детей
Воспитатель: Теперь, ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее.
Что произошло с бумажной лентой?
Ответы детей
Воспитатель: Почему бумажная лента порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь возьмите ленту из ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А почему?
Дети предлагают свои ответы
Физкультминутка:
Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро –
Прищеплю его к веревке.
Воспитатель: У вас на столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку, сожмите в кулачок, потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой?
Ответы детей
Воспитатель: Да, бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить. Получилось?
Ответы детей
Воспитатель: Не разглаживается бумажная лента.
А теперь положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани помялась?
Ответы детей
Воспитатель: Ткань почти не помялась. Вот, Лера, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше завязывать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? Ответы детей
Воспитатель: А вот из ткани бантик получится очень красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если мнется, ее легко можно разгладить утюгом.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна длинная. Кто знает, как мне их соединить?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: Да, бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на занятии по аппликации.
А как мне соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась одна длинная?
Ответы детей
Воспитатель: Ленточки из ткани можно сшить.
Сегодня вы узнали, что бумага очень не прочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Сашей один предмет из бумаги.
Дети расходятся по группе и приносят предметы из бумаги.
Воспитатель: Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по оному предмету из ткани.
Дети расходятся по группе и приносят предметы из ткани.
Воспитатель: Ребята, книга сделана из бумаги, значит, она не прочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые, и их приятно будет читать.
Литература.
1) Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью во второй младшей группе» Москва.