Практика воспитания детей в разных странах. Особенности воспитания детей в разных странах

В мире проживает огромное количество народов, различных по национальности, менталитету, религии, образу жизни. Эти особенности влияют на то, как родители в разных странах мира воспитывают своих детей. Системы воспитания разных народов сильно отличаются между собой. Любовь родителей сильна, независимо от места проживания, но воспитание различно.

Существуют различные точки зрения насчет правильного и неправильного воспитания подрастающего поколения. В разных странах имеют место отличительные черты в воспитании малыша. В некоторых государствах малышей слишком опекают, а где-то они растут абсолютно самостоятельно. Они могут быть привязаны к одному из родителей, другие воспитываются обществом или государством.

Европейские системы воспитания

В современной Европе основой воспитания считается самостоятельность, индивидуальность, полная свобода выбора. Родители воспитывают своих чад так, чтобы они состоялись, как личность. Особое внимание уделяется творчеству. Выбор делает сам ребенок. Будет он петь или танцевать, рисовать или лепить, конструировать – решает он сам.

К самостоятельности приучают с раннего детства. Если малыш упал, к нему не бегут на помощь, а дают возможность подняться самому.

Европейские мамы после рождения малыша буквально через месяц выходят на работу. Воспитание своего чада доверяют няне, которая учит его ползать, ходить, говорить и прочим премудростям. Родители же обеспечивают комфортные условия для полноценного развития личности.

Подход к детям в Норвегии

В Норвегии несколько особенностей воспитания. Одна из них – прогулки. Дети гуляют в любую погоду. Снег, дождь, ветер не станут преградой прогулкам. Школьные перемены проходят на улице. Спорт стоит на первом месте. Весной и летом – плавание, зимой – лыжи, походы круглый год. С 9 лет дети ходят с учителем в трехдневные походы. Один раз в неделю школьников вывозят на прогулку в лес, горы. Зимой – лыжные походы.

С ранних лет прививают самостоятельность. С младших классов ученики самостоятельно собираются в школу. Родители только контролируют. Их никто не провожает, не отвозит на машине и не встречает со школы. Помимо рюкзака, они несут с собой пакет с ланчем, в школах нет горячих обедов. Дети вполне самостоятельны.

Педагогические устои в Швеции

Родители с рождения говорят с малышом на равных. Не повышают голос за непослушания. Дети могут заниматься чем угодно, только бы не навредили своему здоровью. Родители тщательно выбирают игрушки, одежду, детскую косметику. Они предпочитают покупать только качественные вещи.

Шведы готовят малышей ко взрослой жизни с садика. Учат ребят готовить легкие блюда, шить, вязать, работать с картоном и деревом.

Как воспитывают детей во Франции

Во Франции дети очень рано становятся самостоятельными. Мамы занимаются своей карьерой, а малышам приходится всему учиться в детском саду. Играм с крохой родители также не спешат уделять время. Несмотря на свою занятость, семьи во Франции очень крепкие. Дети остаются жить с родителями до тридцати лет.

Педагогическая система в Германии

Подрастающее поколение в Германии находится под надежной защитой государства. Родители не могут повышать голос на них, и тем более поднимать руку. В противном случае они будут нести ответственность перед законом. Ребенок уже в дошкольном возрасте знает свои права и чувствует вседозволенность.

Воспитательные методики Англии

Английское воспитание довольно строгое. У родителей много требований к своему малышу. Для взрослых важно сформировать у подростков традиционные английские привычки, умение вести себя в обществе, сдерживать свои эмоции.

Несмотря на строгость, англичане часто хвалят своих чад, таким образом, развивая уверенность в себе. За провинность малыш не будет строго наказан. С ним проведут воспитательную беседу, не показывая свои негативные эмоции. В английских школах преподаватели находят подход к каждому школьнику. Приветствуется любое увлечение ученика.

Что характерно для Испании

Испанский народ очень эмоциональный и темпераментный. К воспитанию подрастающего поколения они подходят с легкостью. Родители не считают нужным наказывать их за провинности, а наоборот, всячески потакают их капризам. Взрослые уверены, что такое лояльное воспитание сделает ребенка счастливым.

Воспитание малышей в азиатских странах

В азиатских странах малышей принято рано отдавать в ясли, мамы и папы хотят, чтобы они начали раньше контактировать с коллективом. Родители уделяют воспитанию достаточно много времени. Детей воспитывают в строгости, требуя от них хорошей успеваемости в школе и послушания. Их задача – вырастить успешного человека и, в первую очередь, заботливого сына или дочь.

Как учат жизни в Индии

Для индусов карьера и образование не стоят на первом месте. Для них главное – создать крепкую семью и жить в гармонии с природой. По этим принципам взрослые и воспитывают своих чад. Практически с самого рождения малышам прививают любовь к людям и окружающему миру. Подрастая, маленький человечек с бережностью и любовью относится к природе и животным.

Также родители учат детей контролировать эмоции на собственном примере. Взрослые никогда не кричат на своих чад, даже если они провинились.

В школах ученики занимаются медитацией, йогой. В учебных заведениях большая часть времени тратится на воспитание, а только потом – на знания. Индусы очень добрые и приветливые люди, несмотря на тяжелое финансовое положение.

Основная задача японского воспитания

Японцы воспитывают детей в зависимости от возраста. Малышам до пяти лет, в буквальном смысле, разрешается все. Бить посуду, рисовать на обоях, разбрасывать вещи. Взрослые потакают любым капризам крохи, не повышают на него голос.

Все меняется, когда ребенку исполняется шесть лет. С этого момента слово родителей – закон. Дети начинают жить по правилам, в силу вступает множество запретов. До четырнадцати лет их приучают к трудолюбию, послушанию, при любых обстоятельствах следовать закону.

В этом возрасте мальчиков отдают на секции, кружки. А девочкам, как считают родители, дополнительные занятия в жизни не пригодятся. Мамы обучают своих дочерей кулинарным хитростям. К пятнадцати годам дети становятся самостоятельными и могут наравне общаться со взрослыми.

Родительская педагогика в Китае

Воспитание подрастающего поколения в Китае довольно жесткое. Главная цель родителей – воспитать в них беспрекословное подчинение установленным правилам. Со стороны ребенка должно быть полное послушание.

  1. Малыш живет по графику, установленному взрослыми, его день расписан по часам.
  2. Любое отклонение от составленного распорядка дня не приветствуется.
  3. Мнение детей в этой стране не учитывается, все решают родители.
  4. Секции и кружки выбирают взрослые, игрушки также.
  5. Слова похвалы ребенок практически никогда не слышит.

Взаимоотношения детей и родителей в странах Скандинавии

С появлением крохи родители просто не могут нарадоваться, глядя на своего малыша. Их любовь не знает границ. Мама и папа относятся лояльно к воспитанию своего чада. Не устанавливают правил, не приучают к дисциплине. Они не живут по распорядку дня. Малыш сам выбирает занятия по душе, без помощи родителей.

В семье царит равноправие, мнение детей учитывается так же, как и мнение взрослого члена семьи. Несогласие малыша в каком-либо вопросе может повлиять на решение родителей в пользу ребенка.

Воспитание младенцев в Израиле

Еврейское воспитание отличается от других стран. В Израиле существуют частные детские сады, которые принимают малышей с трех месяцев до трех лет. Такое для родителей из других стран просто неприемлемо. Для израильских детей практически не существует запретов. Они не слышат «нет» от своих родителей.

Приучая кроху к соске, в дальнейшем мамы не спешат забирать эту вещь уже у больших, трех-, четырехлетних детей. Они считают, что малыш сам должен отказаться от пустышки, и неважно, в каком возрасте это произойдет. Также евреи своих малышей не спешат отучать от подгузников. Современные мамы не видят в этом проблемы.

Американская методика

Одна из задач американских родителей – привить ребенку самостоятельность. Если малыш начинает плакать, мама не бросается его утешать, а дает ему время самостоятельно успокоиться. Взрослые восхищаются своими крохами, во многом потакают им, тем самым балуя.

Подрастающему поколению дают много свободы и стараются не ограничивать их действия. Даже маленький ребенок знает свои права, но зачастую халатно относится к своим обязанностям. Взрослые редко наказывают свое чадо. Физическое наказание в Америке не допустимо, даже за шлепок в воспитательных целях родителей могут привлечь к ответственности. В качестве наказания малыша могут лишить игрушки или запретить просмотр любимых телепередач.

Семья для американцев – это главное. Свободное время родители с детьми проводят на природе, посещают парк развлечений, могут организовать воскресный ужин. Любое школьное мероприятие, будь это концерт или соревнование, не проходит без моральной поддержки мамы и папы. Появление малыша в семье не отражается на веселом отдыхе родителей. Они всегда берут кроху с собой. Будь это вечеринка, ресторан или кино.

Главная цель воспитания в России

Родители, бабушки и дедушки ребенку дошкольного возраста прививают любовь к своей стране. Мамы крохам рассказывают русские народные сказки, поют песни, учат поговоркам. Прочтение таких произведений является неким воспитательным моментом. В сказках добро всегда побеждает зло, в песнях чувствуется патриотизм. Главной целью россиян является воспитание в подрастающем поколении патриотизма и любви к спорту.

Общие устои и правила для Кавказа

В первую очередь, малышей с ранних лет учат уважать и почитать старших. Примером для них являются родители, старшие братья, сестра, родственники. Пожилым людям всегда найдется место в общественном транспорте, им помогут донести тяжелые сумки и, при необходимости, переведут через дорогу.

Родители по всему миру одинаково сильно любят своих детей. В тоже время взгляды на воспитание подрастающего поколения очень зависят от традиций и обычаев той страны, в которой проживает семья. И то, что для представителей одной страны может казаться неприемлемым, в другом уголке нашей планеты считается нормой. Давайте посмотрим, чем схожи и чем отличаются системы воспитания в разных странах мира.

Европейские системы воспитания

Несмотря на то, что европейский страны объединились в Евросоюз, они не утратили свою аутентичность, которая складывалась на протяжении многих лет. Основными ценностями, характерными для европейской системы воспитания являются свобода, самостоятельность, индивидуальность. То, как эти качества воспитываются в ребенке, зависит от конкретной страны.

В скандинавских странах любовь к детям выражается через предоставление полной свободы. Ребенок не ограничивается в выборе занятий, увлечений, игрушек, режим дня соблюдается не четко. Главная задача воспитания, по мнению скандинавов, заключается в развитии творческих способностей ребенка. При этом взрослые очень тщательно во всем следят за безопасностью малыша.

В школах и детских садах детей учат уметь объяснять свою точку зрения и отстаивать ее. Обучение по большей части проходит в игровой форме. Исключено применение любых насильственных действий в качестве педагогических мер, а в Швеции оно запрещено законодательно. Родители также не могут повысить голос на своего ребенка или, тем более, поднять на него руку (за этим строго следят социальные службы). Дети имеют право пожаловаться на родителей, и это приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения родительских прав.

В Швеции дети воспитываются таким образом, что они хорошо знают свои права уже с раннего возраста. Считаясь полноправной юридической единицей, ребенок может подать на своих родителей в суд, если те прибегнут к грубым методам воспитания.

В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Дети должны есть только здоровую пищу (включая домашнее молоко, рыбу, мясо), а также много времени проводить на улице. Даже занятия в детских садах в большей степени нацелены на физическое развитие, нежели на умственное. Родители позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и приветствуют другие виды исследовательской активности, желая укрепить иммунитет ребенка.

С малых лет в французских детях воспитывают самостоятельность. В этой стране очень ценится возможность реализоваться как личность, поэтому установление тесного контакта с ребенком не так важно, как его независимость. Во Франции в ребенке начинают воспитывать самостоятельность, начиная с самого раннего возраста. С 3 месяцев детей обычно перекладывают в отдельную кроватку. Детей дошкольного возраста записывают на всевозможные кружки и секции, чтобы родители могли заниматься собой и работой. Бабушки и дедушки не принимают активного участия в воспитании внуков, так как французские старики, как и молодежь, свободны от обязательств и живут в свое удовольствие. Стиль воспитания детей во Франции отличается демократичностью и мягкостью. При этом воспитание основано не на наказании, а на поощрении хорошего поведения.

Подход к воспитанию детей в Германии

В германии детей воспитывают в строгости и порядке. Ребенку запрещается поздно ложиться спать, долго играть в компьютер и смотреть телевизор, жизнь детей подчинена правилам. Самостоятельность так же является целью воспитания, но она выражается не в свободе выбора, а в ответственности за свои поступки. У немецких родителей принято занимать активную жизненную позицию, и они убеждены, что ребенок не должен этому препятствовать. Мамы с грудными детьми посещают кафе, парки, встречаются с подругами. Часто малышам нанимают няню с медицинским образованием. С 3 лет ребенка обычно отдают в детский сад. Там детей в игровой форме обучают не чтению и счету, а правилам поведения в обществе и дисциплине.

Семейные узы в Испании очень сильны. В семьях принято хвалить детей, баловать, все разрешать. Родители спокойно относятся к капризам и истерикам ребенка, даже если они случаются в общественных местах. Испанские родители проводят с детьми практически все свободное время, отцы участвуют в воспитании наравне с матерями. Несмотря на видимый попустительский стиль воспитания, который распространен в Испании, родительские обязанности строго закреплены законом. Жестокое обращение с детьми, психологическое давление или запугивание приводит к лишению родительских прав.

Особенности воспитания детей в Англии

Английский подход к воспитанию характеризуется серьезностью и основательностью. Жители Англии часто становятся родителями в уже зрелом возрасте и стремятся воспитать из своих малышей истинных леди и джентльменов. Особенность воспитания детей в Англии заключается, главным образом, в том, что эмоции по отношению к ребенку не проявляются открыто и напоказ. Умение ребенка управлять своими эмоциями, а иногда и загашать их, считается показателем «воспитанности».

Британские дети похожи на маленьких взрослых. С ранних лет им прививают безупречные манеры и учат быть сдержанными.

Азиатские системы воспитания

Воспитание детей в Азии значительно отличается от европейского представления. Религия и культурные традиции оказывают большое влияние на взаимоотношения детей и родителей.

Как воспитывают детей в Японии

До 5 лет детям в Японии позволяют все. Этот возраст считается временем, когда ребенку необходимо свобода. Но когда дело доходит до соблюдения детьми правил этикета, родители считают себя в праве прибегнуть к строгим наказаниям. Телесные наказания в этой стране не практикуются. Если малыш нарушил правила приличия, родители объяснят ему все на словах. В Японии детей учат быть вежливыми и уважать старших. Кроме того для японских родителей важно, чтобы их дети с ранних лет чувствовали себя частью общества и государства.

Воспитание детей в Китае направлено на выращивание гениев. Уже в грудном возрасте детей отдают в ясли, где их режим дня расписан по минутам. Мамы не только записывают малышей на всевозможные секции и кружки, но и сами изучают новейшие методики раннего развития. Китайские дети постоянно должны быть заняты чем-то полезным, что способствует их интеллектуальному развитию. Интересно, что в Китае нет разделения обязанностей по гендерному признаку: например, девочек наравне с мальчиками учат забивать гвозди и закручивать гайки, а мальчики помогают по хозяйству.

Уважение к старшим воспитывается в китайских детях с ранних лет. Культура Китая требует от подрастающего поколения таких качеств, как дисциплинированность, колоссальное трудолюбие, чувство коллективизма.

В Индии родители с раннего возраста учат детей помогать по хозяйству. Воспитанием, в основном, занимаются мамы, именно они приучают малышей чтить старших, бережно относиться к природе, быть трудолюбивыми. Индийские родители очень терпеливы, они редко кричат на детей и с пониманием относятся к детским капризам. Большинство индийцев очень доброжелательны и приветливы – эти качества в них вкладывают с детства.

Американская система воспитания

Особенности воспитания детей в США во многом обусловлены демократическими ценностями. В Америке горячо обсуждается вопрос правого урегулирования детско-родительских отношений, а сами дети зачастую обращаются в суд с жалобами на ущемление своих прав. При этом большинство американских семей являются крепкими, а отношения внутри семей дружественные. В Америке принято отмечать в кругу семьи праздники, проводить вместе вечера, путешествовать. Детей повсюду берут с собой или пользуются услугами няни. Многие женщины работают домохозяйками, поэтому у них нет нужды отдавать ребенка в детский сад. Мамы сами занимаются с малышами, но при этом они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать и писать (этим занимаются в начальной школе). Если ребенок не слушается, в качестве наказания часто применяется методика тайм-аутов. Она заключается в том, что малыша на несколько минут оставляют в одиночестве, чтобы он мог успокоиться. Чем старше ребенок, тем дольше длительность тайм-аута.

Подход к воспитанию детей значительно зависит от того, откуда родом и в какой стране проживает семья. На это влияет множество факторов, такие как традиции и обычаи страны, религия, социально-демографическая ситуация, климат и т.д. Знания о том, какие системы воспитания детей существуют в разных странах мира, позволяют нам лучше разобраться в собственных представлениях о воспитании. Каждый родитель выстраивает свои уникальные отношения с ребенком. Но важно помнить, что воспитание – это не только поощрение и наказание, этот процесс многогранен и происходит на протяжении всей жизни. Кроме того воспитание не всегда происходит целенаправленно, многому дети учатся просто наблюдая за поведением взрослых и сверстников.

Заключение

В современной психологической и педагогической литературе вы можете встретить множество методик воспитания детей. Самой широко распространенной и действенной является методика М. Монтессори. Вы можете быть уверены, что придя в детский центр «Созвездие», ваш ребенок попадет к профессиональному педагогу, который без нотаций и угроз воспитает в нем самостоятельность, уверенность в себе и уважение к окружающим. Ждем вас в нашем детском центре развития!

Почему японцы не мыслят своей жизни вне коллектива, американцы – толерантны, а французы – слишком независимы? Все дело в воспитании.

Япония

Японские дети проживают три стадии становления: бог – раб – равный. После пяти лет полной «расслабухи» и почти абсолютной вседозволенности (в пределах разумного, конечно), наверное, непросто взять себя в руки и начать четко следовать общей системе правил и ограничений.

Только в 15 лет к чаду начинают относиться как к равному, желая видеть в нем дисциплинированного и законопослушного гражданина.
Чтение нотаций, крик или телесные наказания – всех этих непедагогических «прелестей» японские дети лишены. Самым страшным наказанием становится «игра в молчанку» - взрослые просто на какое-то время прекращают с малышом общаться. Взрослые не пытаются доминировать над детьми, не стремятся показать свою власть и силу, может, именно поэтому на протяжении всей жизни японцы боготворят своих родителей (особенно матерей) и стараются не доставлять им неприятностей.
В 50-е годы прошлого столетия в Японии вышла революционная книга «Обучение талантов». С подачи ее автора, Масару Ибука, в стране впервые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Исходя из того, что в первые три года жизни формируется личность ребенка, родители обязаны создать все условия для реализации его способностей.
Ощущение принадлежности к коллективу – вот что действительно важно для всех японцев без исключения. Поэтому неудивительно, что родители проповедуют одну простую истину: «В одиночку легко затеряться в жизненных хитросплетениях». Однако, минус японского подхода к воспитанию очевиден: жизнь по принципу «как все» и групповое сознание не дают личностным качествам ни единого шанса.

Франция

Главная особенность французской системы воспитания – ранняя социализация и самостоятельность малышей. Многие француженки могут только мечтать о многолетнем декретном отпуске, так как вынуждены рано выходить на работу. Французские ясли готовы принимать малышей в возрасте 2-3 месяцев. Несмотря на заботу и любовь, родители умеют сказать: «Нет!». Взрослые требуют от детей дисциплины и беспрекословного подчинения. Достаточно одного только взгляда, чтобы малыш «пришел в норму».

Маленькие французы всегда говорят «волшебные слова», смирно дожидаются обеда или чопорно копошатся в песочнице, пока их мамы болтают с приятельницами. На мелкие шалости родители не обращают внимания, а вот за крупные провинности наказывают «рублем»: лишают развлечений, подарков или сладостей.
Отличное исследование французской системы воспитания представлено в книге Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Действительно, европейские дети очень послушные, спокойные и самостоятельные. Проблемы возникают в тех случаях, когда родители чрезмерно увлекаются собственной личной жизнью – вот тогда отчужденности не избежать.

Италия

Детей в Италии не просто обожают. Их боготворят! Причем не только собственные родители и многочисленные родственники, но и совершенно посторонние люди. Сказать что-то чужому ребенку, пощипать его за щечки или «попугать козой» - считается в порядке вещей. Пойти в детский сад ребенок может в три года, до этого же времени он, скорее всего, будет находиться под «бдительным» контролем бабушки или дедушки, тетушки или дядюшки, кузины, племянницы и всех прочих родственников. «Выводить в свет» детей начинают очень рано – их берут на концерты, в рестораны, на свадьбы.

Сделать замечание, не говоря уже об усмиряющем шлепке, - недопустимое поведение для родителя. Если постоянно одергивать ребенка, то он вырастет закомплексованным, - так считают итальянские родители. Подобная стратегия, порой, заканчивается позором: абсолютная вседозволенность приводит к тому, что многие дети не имеют представления об общепринятых правилах приличия.

Индия

Индийцы начинают воспитывать своих детей чуть ли не с момента рождения. Главное качество, которое родители хотят видеть в своих чадах, - доброта. На личном примере они учат детей быть терпеливыми к окружающим, сдерживать свои эмоции в любых ситуациях. Взрослые стараются скрыть от детей плохое настроение или усталость.

Добрыми помыслами должна быть пронизана вся жизнь ребенка: предостережение «не раздави муравья и не бросай камни в птиц» со временем трансформируется в «не обижай слабых и уважай старших». Наивысшей похвалы ребенок достоин не тогда, когда стал «лучше другого», а когда стал «лучше себя». При этом индийские родители очень консервативны, например, они наотрез отказываются принимать введение в школьную программу актуальных современных дисциплин.
Воспитание детей всегда рассматривалось в Индии не как прерогатива государства, а отдавалось на откуп родителям, которые могли вырастить ребенка в соответствии со своими убеждениями, в том числе и религиозными.

Америка

Американцы обладают качествами, которые легко выдают их «в толпе»: внутренняя свобода мирно уживается с политкорректностью и четким следованием букве закона. Желание быть ближе к ребенку, вникать в проблемы и интересоваться успехами – важнейшие аспекты жизни американцев-родителей. Неслучайно на любом детсадовском утреннике или школьном футбольном матче можно увидеть большое количество пап и мам с видеокамерами в руках.

Старшее поколение в воспитании внуков участие не принимает, а вот мамы по возможности предпочитают работе заботу о семье. С малых лет ребенка учат толерантности, поэтому адаптироваться, например, особенным детям в коллектив достаточно просто. Явным преимуществом американской системы воспитания является неформальность и желание сделать упор на практических знаниях.
Ябедничество, которое негативно воспринимается во многих странах, в Америке называется «законопослушанием»: доносить на тех, кто нарушил закон, считается абсолютно естественным. Телесные наказания обществом порицаются, а если ребенок пожалуется на родителей и предъявит «доказательства» (синяки или ссадины), то действия взрослых могут быть расценены как противоправные со всеми вытекающими последствиями. В качестве меры наказания многие родители используют популярную методику «тайм-аута», когда ребенка просят молча посидеть и подумать о своем поведении.

В каждом уголке планеты родители любят своих детей одинаково сильно. Но воспитание осуществляется в каждой стране по-своему, в соответствии с менталитетом, образом жизни и традициями. Чем же отличаются принципы воспитания детей в разных странах?

Америка

Семья, для любого жителя Америки – это святое. Никакого разделения на мужские и женские обязанности. Папа сидит с детьми, мама обеспечивает семью – вполне нормальное явление.

Дети – предмет обожания и восхищения. Школьные и детсадовские праздники – события, на которые ходят традиционно всей семьей.

Детям довольно рано предоставляется полная свобода действий – так их приучают к самостоятельности. Если ребенок желает вываляться в грязи, мама не будет биться в истерике, а папа – стягивать с себя ремень. Потому что каждый имеет право на свои ошибки и опыт.

С бабушками и дедушками внуки видятся редко – как правило, они проживают в других штатах.

Право на личную жизнь. Соблюдения данного правила американцы требуют даже от младенцев. Дети спят в отдельных комнатах от родителей, и как бы ни хотелось малышу ночью попить водички или спрятаться от привидений в теплой родительской постели – папу с мамой трогать нельзя. И к детской кроватке бегать каждые пять минут тоже никто не будет. Образ жизни, который был у родителей до родов, продолжается и после. Ребенок – не повод отказываться от шумных вечеринок и встреч с друзьями, на которые младенца берут с собой и, несмотря на его протестный рев, дают каждому гостю подержать.

Основной девиз детской медицины – «Не паникуйте». Осмотр новорожденного малыша вполне может сопровождаться коротким – «чудесный ребенок!» и взвешиванием. Что касается дальнейшего наблюдения врачами – ключевым фактором для доктора является внешний вид малыша. Выглядит прекрасно? Значит, здоров. Американцы не вдаются в лишние детали, задумываясь – а не вредно ли вот это лекарство, которое прописал доктор. Если доктор прописал – значит, так и надо. Мама не будет перекапывать глобальную сеть в поисках побочных эффектов лекарства и отзывов с форумов.

Американские папы и мамы спокойны и всегда излучают оптимизм. Ежедневные подвиги и фанатизм в воспитании детей – это не про них. Своими желаниями и нуждами они не поступятся даже в угоду детским. Поэтому у американских мам хватает сил на второго, третьего ребенка и так далее. Ребенок для американца всегда на первом месте, но вселенная вокруг него крутиться не будет.

Англия

В Англии принято с раннего детства воспитывать в ребенке высокую самооценку. Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения. Главное, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. Только так, по мнению англичан, он сможет вырасти самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях.

Ни одна уважающая себя английская мама не сделает замечание чужому ребенку. Даже воспитатели в яслях и детских садах относятся к малышам с редкостным терпением. Они делают все возможное, чтобы не делать замечаний и не ругать детей.

Если ребенок капризничает, то его внимание стараются переключить на игру. Главное, вырастить из детей свободных и раскрепощенных людей без комплексов и предрассудков.

С ребятами постарше ведут долгие беседы, пытаясь разъяснить, к каким последствиям может привести то или иное их поведение. В школе тоже приветствуется проявление ребенком индивидуальности. К каждому ученику - свой подход.

Ребенок свободен в принятии решений - где ему учиться, на какие дополнительные занятия ходить. Дома ребенку выделяют собственную комнату уже с пеленок. Подрастая, он сам решает, когда ему там убираться, и взрослые не могут входить к своему чаду без спроса.

Ирландия

Отношение к детям в этой стране трепетное. Даже если малыш разбил что-то или сломал в магазине, никто не станет его ругать за это - скорее, вежливо поинтересуются, не испугался ли он. Несмотря на то что женщины в Ирландии предпочитают рожать в довольно зрелом возрасте, детей в семьях много - зачастую четверо или пятеро. Интересно, что в этой стране совсем нет детских домов: для всех сирот непременно найдется приёмная семья.

Италия

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. Даже самый дальний, самый никчемный родственник – это член семьи, которого семья не бросит. В Италии рождение малыша – событие для всех. Даже для «седьмой воды на киселе». Дитя – это подарок неба, ангел. Все будут шумно восхищаться малышом, баловать его по максимуму, забрасывать сладостями и игрушками.

Итальянские малыши растут в условиях тотального контроля, но, одновременно, в атмосфере вседозволенности. Как следствие – они вырастают несдержанными, вспыльчивыми и излишне эмоциональными. Детям позволено все. Они могут шуметь, не слушаться старших, дурачиться и принимать пищу, оставляя пятна на одежде и скатертях. Дети, по мнению итальянцев, должны быть детьми. Поэтому баловство, стояние на голове и непослушание – это нормально. Родители проводят с малышами немало времени, но излишней опекой им не досаждают.

Учитывая, что дети не знают слова «нельзя» и вообще не знакомы с какими-то запретами, вырастают они людьми абсолютно раскрепощенными и артистичными. Итальянцы считаются самым страстным и обаятельным народом, они не терпят критики и не меняют своих привычек.

Франция

Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.

Малыши идут в детский сад довольно рано – мамы спешат вернуться к работе уже через пару месяцев после родов. Карьера и самореализация - для француженки очень важные вещи. Как правило, малышам приходится учиться самостоятельности в еще раннем возрасте, развлекая себя всевозможными способами. Вследствие чего, дети взрослеют очень быстро.

Воспитание кнутом во Франции не практикуется. Хотя французская мама, как женщина весьма эмоциональная, может и прикрикнуть на дитя. Большей частью, атмосфера, в которой растут дети, доброжелательная. Но основные запреты – на драки, ссоры, капризы и непослушание – им известны с пеленок. Поэтому дети без проблем вливаются в новые коллективы.

В сложном возрасте запреты сохраняются, но создается иллюзия свободы, чтобы ребенок мог проявить свою самостоятельность.

В дошкольных учреждениях правила строгие. Например, ребенка неработающей француженки не допустят к питанию в общей столовой, а отправят кушать домой.

Французские бабушки и дедушки с внуками не нянчатся – они живут своей жизнью. Хотя иногда могут отвести внуков, например, в секцию.

Германия

В Германии детей заводят достаточно поздно, обычно - после тридцати, когда оба родителя уже имеют неплохую карьеру, а их социальное положение стабильно. К рождению детей они подходят со свойственной нации основательностью - например, няню начинают искать еще до того, как ребенок появился на свет.

Дети сидят дома до трех лет, после начинают раз в неделю посещать так называемую игровую группу, где учатся общаться со сверстниками. Только затем их отдают в детский садик на полный день.

Главная особенность воспитания в Германии – это забота о безопасности и защите маленьких граждан. Родители не только не могут наказывать своих детей, но даже повышение голоса не приветствуется. Здесь воспитание — это диалог. Ребенок вправе услышать причину, по которой родители хотят его наказать и высказать свое мнение о данной ситуации.

Австрия

К воспитанию детей, впрочем как и ко многим другим вопросам, здесь относятся неоднозначно. С одной стороны, считается, что австрийские родители - одни из самых строгих в мире. С другой стороны, именно здесь на покупку игрушек ребёнку ежегодно тратится денег больше, чем в любой другой европейской стране.

Нидерланды

«Дети должны расти свободными» - вот главное правило этой страны. Детям разрешают абсолютно всё, лишь бы только это не угрожало их здоровью. Пусть с утра до вечера строят, ломают, бегают и шумят - никто и слова не скажет. Учёба тоже должна быть радостной и приятной. В школу дети ходят практически налегке: берут с собой только бутерброды, а всё необходимое для занятий им выдают непосредственно на уроке.

Турция

Турецких детей до школы в основном воспитывают мамы. Мало кто отдает ребят в детские сады, тем более что государственных садиков в стране нет в принципе, а частные не всем по карману. Но главное - здесь так принято, что женщины обычно не работают, а занимаются детьми.

В Турции еще сильны вековые традиции. Развивающие игры и дошкольное обучение тоже не распространены. Считается, что все нужные знания дети получат в школе, а дома лучше развлекаться. Поэтому ребята играют в игрушки и развлекаются как могут. Обычно детям не скучно, ведь в семье их, как правило, несколько.

Кстати, с ранних лет ребят приучают к взаимопомощи. Братья и сестры растут дружными и сплоченными. Главная цель воспитания - научить детей помогать друг другу, приходить на помощь, одним словом, чувствовать себя семьей. Во многом поэтому семьи в Турции такие крепкие.

Кстати, и взрослеют дети рано. Уже в 13 лет у них появляются свои обязанности. Девочки помогают маме, мальчики - отцу. При этом в семьях принято, что старшие дети помогают заботиться о младших, порой выполняя ту же функцию, что у нас бабушки и дедушки.

Куба

Ребёнком занимается мама или бабушка; если все заняты - существует много государственных садов, а вот нянечек приглашают крайне редко. Девочек с ранних лет приучают вести хозяйство и помогать по дому. Мальчик должен расти сильным и смелым, его предназначение в жизни - быть Мужчиной. В семье всегда очень доверительные отношения, и у маленьких кубинцев, как правило, нет никаких тайн от их родителей.

Таиланд

«Лучший учитель - личный опыт». Родители не стремятся уберечь ребёнка от падений, ссадин или других неприятностей: сам встанет, отряхнётся, дальше побежит. Они, конечно, рассказывают малышу, что некоторые поступки опасны, а некоторые - неприличны, но свой выбор в конечном итоге ребёнок делает сам.

Родители в Таиланде уверенны, что дети должны все познать на собственном опыте. Они, разумеется, объясняют ребенку, к каким последствиям может привести тот или иной поступок, но маленький человек делает самостоятельный выбор.

Япония

Японская система воспитания детей построена на контрасте. К ребенку совершенно по-разному относятся в зависимости от его возраста. До пяти лет малышу позволительно все. Даже если он разрисует мебель фломастером или ляжет в лужу на улице, родители ругать его не будут. Взрослые стараются потакать всем капризам малыша и исполнять все его пожелания.

Совсем по-другому относятся к детям 6–14 лет. В это время ребенок узнает, что такое японская строгость. Его начинают воспитывать в стиле: любое слово родителей - закон.

В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов.

Воспитание мальчиков и девочек в это время тоже отличается. В Японии считается, что мужчине не нужно уметь готовить, зато надо получить как можно больше знаний. В результате мальчиков после школы принято отдавать в различные кружки и спортивные секции. Для девочек это не обязательно, и часто после школы они идут домой. Зато мамы учат их основам домашнего хозяйства.

С 15 лет к ребенку начинают относиться на равных, считая его самостоятельной и полноценной личностью.

Китай

В соседнем Китае, наоборот, мальчиков и девочек воспитывают одинаково. В китайских семьях и разделения на мужские и женские обязанности тоже нет. Женщины часто много работают, а мужчины спокойно выполняют любую работу по дому. Этому их учат с детства. Система воспитания в Китае довольно проста. Во главе угла - жесткое послушание.

Основные черты китайской семьи – сплоченность, второстепенная роль женщины в доме и непререкаемый авторитет старших. Учитывая перенаселенность страны, семья в Китае не может себе позволить более одного малыша. Исходя из данной ситуации, дети растут капризными и избалованными. Но только до определенного возраста. Начиная с детского сада, все поблажки прекращаются, и начинается воспитание жесткого характера.

Любовь к труду, дисциплину, покорность и честолюбие китайцы прививают детям с пеленок. Малышей отправляют в детские сады рано – бывает, что и с трех месяцев. Там они существуют по принятым в коллективах нормам. Жесткость режима имеет свои преимущества: китайский ребенок ест и спит только по расписанию, на горшок начинает ходить рано, растет исключительно послушным и никогда не выходит за рамки установленных правил.

Только родители решают, в какие секции и кружки будет ходить ребенок после школы, в какие игрушки он будет играть и как ему проводить досуг. Похвалу китайские дети слышат очень редко.

На отдыхе китайчонок может сидеть часами, не сходя с места, пока прочие дети стоят на голове и крушат мебель. Он беспрекословно выполняет все приказы мамы и никогда не скандалит.

Грудное вскармливание детей прекращается с того момента, как малыш становится способным самостоятельно донести ложку до рта.

Усердное развитие детей начинается с раннего возраста. Сил и денег на всестороннее развитие ребенка и поиск таланта китайские родители не жалеют. Если такой талант находят, то его развитие будет осуществляться ежедневно и жестко. До тех пор, пока ребенок не добьется высоких результатов.

Если у малыша режутся зубки, китайская мама не бросится в аптеку за средствами, облегчающими боль – она будет терпеливо ждать, пока зубы прорежутся.

Вьетнам

С малых лет дети растут буквально сами по себе, на улице, обучаясь социальным и другим навыкам у своих сверстников или ребят постарше. Но у каждого ребёнка есть свой критерий «добра и зла»: надо стараться не совершать поступков, которые могут расстроить родителей.

Индия

Воспитывать своих детей индусы начинают фактически с рождения. Главное, чему здесь учат, - это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Родители стараются привить своему ребенку доброе отношение не только к людям. Здесь учат уважать природу, животных и растения. В сознание детей вносят: не принеси вреда. Поэтому у индийских ребят не принято бить собак или разорять птичьи гнезда.

Очень важное качество - это самообладание. Детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность. В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали.

В частности, из-за такого воспитания молодые люди достаточно спокойно относятся к тому факту, что жениха или невесту им выбирают родители. Порой молодые не видят друг друга до свадьбы. С ранних лет детям внушают важность семейных ценностей, готовят к браку.

Одним словом, система воспитания в Индии основана на подготовке человека к созданию крепкой семьи. Образование и карьера отходят на второй план. Кстати, терпению и спокойствию учат даже в школе. Там преподают йогу, проводят уроки медитации и даже рассказывают, как правильно улыбаться. В результате дети в Индии выглядят счастливыми и жизнерадостными, хотя многие живут за чертой бедности.

Япония

Японские дети проживают три стадии становления: бог – раб – равный. После пяти лет почти абсолютной вседозволенности непросто взять себя в руки и начать четко следовать общей системе правил и ограничений.

Только в 15 лет к ребенку начинают относиться как к равному, желая видеть в нем дисциплинированного и законопослушного гражданина.

Чтение нотаций, крик или телесные наказания – всех этих непедагогических способов японские дети лишены. Самым страшным наказанием становится «игра в молчанку» - взрослые просто на какое-то время прекращают с малышом общаться. Взрослые не пытаются доминировать над детьми, не стремятся показать свою власть и силу, может, именно поэтому на протяжении всей жизни японцы боготворят своих родителей (особенно матерей) и стараются не доставлять им неприятностей.

В 1950-х годах прошлого столетия в Японии вышла революционная книга «Обучение талантов». С подачи ее автора, Масару Ибука, в стране впервые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Исходя из того, что в первые три года жизни формируется личность ребенка, родители обязаны создать все условия для реализации его способностей.

Ощущение принадлежности к коллективу – вот что действительно важно для всех японцев без исключения. Поэтому неудивительно, что родители проповедуют одну простую истину: «В одиночку легко затеряться в жизненных хитросплетениях». Однако, минус японского подхода к воспитанию очевиден: жизнь по принципу «как все» и групповое сознание не дают личностным качествам ни единого шанса.

Франция

Главная особенность французской системы воспитания – ранняя социализация и самостоятельность малышей. Многие француженки могут только мечтать о многолетнем декретном отпуске, так как вынуждены рано выходить на работу.

Французские ясли готовы принимать малышей в возрасте 2-3 месяцев. Несмотря на заботу и любовь, родители умеют сказать «Нет». Взрослые требуют от детей дисциплины и беспрекословного подчинения. Достаточно одного только взгляда, чтобы малыш успокоился.

Маленькие французы всегда вежливы, смирно дожидаются обеда или чопорно копошатся в песочнице, пока их мамы болтают с приятельницами. На мелкие шалости родители не обращают внимания, а вот за крупные провинности наказывают: лишают развлечений, подарков или сладостей.

Отличное исследование французской системы воспитания представлено в книге Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Действительно, европейские дети очень послушные, спокойные и самостоятельные. Проблемы возникают в тех случаях, когда родители чрезмерно увлекаются собственной личной жизнью – вот тогда отчужденности не избежать.

Италия

Детей в Италии не просто обожают. Их буквально боготворят. Причем не только собственные родители и многочисленные родственники, но и совершенно посторонние люди. Сказать что-то чужому ребенку или пощипать его за щечки - считается в порядке вещей.

Пойти в детский сад ребенок может в три года, до этого же времени он, скорее всего, будет находиться под бдительным контролем бабушки, дедушки или других родственников. «Выводить в свет» детей начинают очень рано – их берут на концерты, в рестораны, на свадьбы.

Сделать замечание - недопустимое поведение для родителя. Если постоянно одергивать ребенка, то он вырастет закомплексованным, - так считают итальянские родители. Подобная стратегия, порой, заканчивается неудачей: абсолютная вседозволенность приводит к тому, что многие дети не имеют представления об общепринятых правилах приличия.

Индия

Индийцы начинают воспитывать своих детей чуть ли не с момента рождения. Главное качество, которое родители хотят видеть в своих чадах, - доброта. На личном примере они учат детей быть терпеливыми к окружающим, сдерживать свои эмоции в любых ситуациях. Взрослые стараются скрыть от детей плохое настроение или усталость.

Добрыми помыслами должна быть пронизана вся жизнь ребенка: предостережение «не раздави муравья и не бросай камни в птиц» со временем трансформируется в «не обижай слабых и уважай старших». Наивысшей похвалы ребенок достоин не тогда, когда стал лучше другого, а когда стал лучше себя. При этом индийские родители очень консервативны, например, они наотрез отказываются принимать введение в школьную программу актуальных современных дисциплин.

Воспитание детей всегда рассматривалось в Индии не как прерогатива государства, а отдавалось на усмотрение родителей, которые могли вырастить ребенка в соответствии со своими убеждениями, в том числе и религиозными.

Америка

Американцы обладают качествами, которые ярко выделяют их среди других национальностей: внутренняя свобода и политкорректность с четким следованием закону. Желание быть ближе к ребенку, вникать в проблемы и интересоваться успехами – важнейшие аспекты жизни американцев-родителей. Неслучайно на любом детском утреннике или школьном футбольном матче можно увидеть большое количество пап и мам с видеокамерами в руках.

Старшее поколение в воспитании внуков участие не принимает, а вот мамы по возможности предпочитают работе заботу о семье. С малых лет ребенка учат толерантности, поэтому адаптироваться, например, особенным детям в коллективе достаточно просто. Явным преимуществом американской системы воспитания является неформальность и желание сделать упор на практических знаниях.

Ябедничество, которое негативно воспринимается во многих странах, в Америке называется «законопослушанием»: доносить на тех, кто нарушил закон, считается абсолютно естественным. Телесные наказания обществом порицаются, а если ребенок пожалуется на родителей и предъявит доказательства (синяки или ссадины), то действия взрослых могут быть расценены как противоправные со всеми вытекающими последствиями. В качестве меры наказания многие родители используют популярную методику «тайм-аута», когда ребенка просят молча посидеть и подумать о своем поведении.

Статьи по теме: