Культ шри чинмой. «Центр Шри Чинмоя» в Иркутске

Культ Шри Чинмоя

1. “Бегущий гуру”

Чинмой Кумар Гош родился в 1931 г. в Бенгалии (на территории нынешней Бангладеш). С 1942 по 1964 годы он жил в ашраме Шри Ауробиндо, где, по его собственным словам, достиг “высшего уровня состояния сознания” еще в 12-летнем возрасте. В 1964 году Шри Чинмой с миссией Фонда Шри Ауробиндо переехал в США, где работал секретарем в индийском консульстве в Нью-Йорке и участвовал в издании религиозно-философского журнала. В 1971 г. Чинмой создал ассоциацию “Церковь Шри Чинмоя” , В том же году при поддержке Генерального секретаря ООН (1962–1971) буддиста У Тана организовал в ООН “Группу медитации-, которая стала коллективным членом “Комитета по проведению праздников для сотрудников Организации Объединенных Наций”. На основании этого Чинмой заявляет, что является “духовным советником” ООН. На самом деле его “Группа медитации” (в числе прочих многочисленных религиозных групп) всего-навсего предлагает дважды в неделю занятия сотрудникам аппарата и представителям государств-участников ООН, в здании которой в Нью-Йорке арендует специально предназначенное для этого помещение. В 1975 г. Ассоциация Шри Чинмоя была принята в ООН в качестве неправительственной организации, а “Группа медитации ООН” получила в 1977 г. право использовать эмблему ООН. С тех пор символика Шри Чинмоя всегда изображается на фоне флага ООН.

С 1983 г. Шри Чинмой начал проводить два раза в месяц так называемые “Медитации Мира ООН и устраивать массовые международные мероприятия: “Марш Мира” (1983 г.), “Концерты Мира” (начиная с 1984 г.) и “Ходьбу Мира”, которая была изобретена Шри Чинмоем в Международный год Мира (1986 г.). После 1986 г. спортивная “Ходьба Мира” проводится по возможности ежегодно. Начиная с 1987 г. каждый год или два организуется “Бег Мира” через, по возможности, большее число стран, предполагающий факельную эстафету, участники которой во время бега “медитируют за мир во всем мире”, а присоединиться к бегунам призывается всякий, готовый “подумать о любви ко всему живому”. В результате американские журналисты прозвали Шри Чинмоя “бегущим гуру”.

Проводя пропагандистскую работу, секта использует статус неправительственной организации ООН и старается внушить, что все ее мероприятия проводятся под эгидой ООН. Это позволяет Шри Чинмою заводить престижные связи и контакты. Он встречался с самыми высокопоставленными людьми, включая, естественно, и супругов Горбачевых. Шри Чинмой написал о Горбачеве книгу, фотографии для которой по его специальному заданию собирали все его русские ученики.

Шри Чинмой был также принят папами Павлом VI и Иоанном II, встречался с кардиналами и матерью Терезой, с которой, по его утверждению, даже совместно медитировал и молился. Впрочем, это вовсе не означает признания Шри Чинмоя Римско-католической церковью: как известно, папы принимают всех, тем более что это были не специальные, а общие аудиенции, которые проводятся каждую среду для тысяч людей. После встречи папа подходит то к одному, то к другому, и очень легко использовать для саморекламы сделанные при этом фотографии с папой. Существуют, например, фотографии встреч папы со многими индуистскими гуру или, скажем, с колдуньей Джуной. К подобным приемам, как известно, прибегал Сёко Асахара. Чего стоит только его фотография с митрополитом Питиримом. Кстати, пробиться на встрече поближе к папе Чинмой смог с помощью письма, адресованного папе будто бы из ООН.

Шри Чинмой, представляя себя борцом за мир во всем мире, не ограничивается концертами и спортом. Начиная с 1989 г. по всей планете он посвятил миру и лично себе около 800 так называемых “Соцветий мира Шри Чинмоя”, на которые он медитирует и которые как бы находятся под его духовной защитой. В качестве этих “Соцветий мира” выступают памятники, деревья, горы, реки, озера, водопады, мосты, стадионы, аэропорты, парки, города. 26 стран и более 250 городов названы “Местами Мира Шри Чинмоя”, среди них Оттава, Мельбурн, Сидней. Шри Чинмой желает, чтобы ему были посвящены все столицы мира. Самые оригинальные “Соцветия мира” - российско-норвежская граница, российский же теплоход “Карелия” и поезд “Кишинев-Москва”. При объявлении чего-нибудь “Соцветием Мира Шри Чинмоя” между муниципальными или государственными властями и представителями местного Центра Шри Чинмоя заключается письменный договор и составляется специальная декларация. В России Шри Чинмою посвящены Байкал, Енисей, города Дзерджинск под Москвой и Сосновый Бор под Петербургом (в последнем расположена атомная станция), один из центральных районов Петербурга и набережная реки Томь в Кемерове.

29 августа 1993 г. Шри Чинмой открыл 5-минутной медитацией Второй всемирный конгресс религий в Чикаго.

2. Шри Чинмой приписывает себе богоподобные способности и качества

Доктриной культа является вариант “интегральной веданты” Шри Ауробиндо. Согласно учению Шри Чинмоя, под его водительством духовно незрелый человек должен реализовать свою потенциальную божественность. Себя Шри Чинмой провозгласил совершенным гуру, полностью реализовавшим в себе Бога, и очередным воплощением Божественного Сына вслед за Христом, Кришной, Буддой и другими. Бог, или Суприм (англ. “Верховный”, “Высочайший”), как чаще всего называет его Шри Чинмой, имеет два начала: мужское и женское; Бог - это просветленная сущность человека, его истинное “само”, лежащее по ту сторону его чувственного “я”. Обращение от “я” к “само” возможно путем медитации. “Цель медитации, - пишет Чинмой, - осознание Бога, или сиддхи, что значит открытие себя в самом высоком смысле этого слова. Одновременно человек осознает свою тождественность с Богом”.

В центре учения Шри Чинмоя о спасении стоит он сам: без абсолютной преданности гуру ученик не может преодолеть свое “я” как главную преграду на пути к реализации самобожественности. Чинмою приписываются богоподобные способности и качества. Его приверженцы верят, что он обладает “универсальным сознанием”, которое делает для него доступными все уровни сознания. Путем соединения и слияния со Шри Чинмоем и послушного следования его указаниям якобы достигается освобождение от кармической тяжести, которую Чинмой обещает взять на себя, а также развитие высшего сознания и просветление. Преданность учителю иррациональна и достигается через “жизнь сердца”. Согласно учению Шри Чинмоя, духовное сердце (“престол любви и чувства всемирного единства”) должно подчинить себе интеллект - “престол смятения и сомнения”. В качестве метода рекомендуется сосредоточиваться на одном объекте, практикуя, посредством медитации, “остановку мышления” и вызывая из “духовного сердца” некие “духовные силы”, которые необходимо направить в область “третьего глаза”, расположенного в центре лба. Объектом для концентрации обычно служит “трансцендентальный портрет” Шри Чинмоя - фотография гуру в момент медитации (причем фотопортрет - всегда один и тот же: это лысая голова Чинмоя с осоловевшим выражением лица и закатившимися глазами). Сам Шри Чинмой придает своему медитационному портрету исключительное значение:

…моих преданных учеников, которые в меня верят, я могу заверить, что мой трансцендентальный портрет изображает не мое физическое тело или мою человеческую личность. Оно изображает не меня, Чинмоя Кумара Гоша. Этот портрет был снят, когда я находился в своем высшем сознании, и в этом сознании я полностью составляю одно с Высочайшим (“Супримом”). Этот портрет для каждого ищущего, который принял меня как гуру, представляет Высочайшего (“Суприма”)…

Я должен с величайшим смирением и одновременно с величайшей откровенностью сказать, что лишь великие ищущие и великие духовные учителя далекого прошлого, настоящего и будущего будут способны в полном объеме познать, что обозначает этот портрет. Им нужна реализация Бога, и они получат ее со временем, если будут медитировать на мой Трансцендентальный портрет.

“Трансцендентальный портрет” ставят в доме на украшенном алтаре Шри Чинмоя. Медитирующий, повторяя в качестве мантры имя учителя (ежедневно такую мантру нужно повторять от 500 до 1200 раз), должен полностью настроиться на него, сделать его своим “внутренним штурманом” (или “пилотом”) и таким образом принять в качестве “истинного само”. Помимо повторения мантры, во время медитации следует слушать музыку, написанную самим Шри Чинмоем, и вдыхать аромат благовоний. Специальные дыхательные упражнения и другие действия, подготавливающие и поддерживающие медитацию, называются в культе упражнениями по концентрации. Рекомендуется повторить слово “Суприм” (в качестве титула учителя) двадцать раз настолько быстро, насколько это возможно, чтобы “очистить” дыхание.

Последователи Шри Чинмоя как минимум раз (обычно два-три раза) в день посвящают себя гуру и “Суприму”. Обязательно это нужно делать рано утром (от 2.00 до 6.00) и, по возможности, вечером. Рекомендуемое утреннее “правило” занимает примерно 40 минут и состоит из пятиминутного повторения имени “Суприм”, исполнения песнопений, сочиненных гуру, молитв “Высочайшему” (“Суприму”) и чтения из книг Чинмоя “На каждый день”. Вечерней медитационно-молитвенной практике отводится около 15 минут. Во время утренней медитации гуру, по его словам, концентрируется на своих медитирующих в разных местах учениках:

Я ожидаю, чтобы все мои ученики медитировали утром до шести часов тридцать раз. Между двумя и шестью часами утра я тридцать раз концентрируюсь на моих учениках.

Исполняя подобные пожелания Чинмоя, наиболее преданные ученики придерживаются крайне жесткого расписания “духовных” упражнений: два часа сна, четыре часа медитаций, четыре часа бега, два часа медитаций, затем еще немного сна.

Собрания поклонников Чинмоя проходят два раза в неделю - в воскресенье и какой-нибудь другой день. В помещении, где проводится “гуруслужение”, развешиваются белые покрывала и полотенца, а проповедники стараются быть в белой одежде. На возвышении (на сцене, на стуле, на столе) выставляется “трансцендентальный портрет” гуру, перед которым зажигается свеча и/или ставится живой цветок. Присутствующие (некоторые с детьми) рассаживаются так, чтобы видеть портрет, расслабляются, закрывают глаза, начинают повторять имя своего кумира. Обычно лицом к публике садится как бы дирижер, который и задает ритм медитации. Кульминация еженедельной групповой медитации наступает во время совместного исполнения сочиненного Шри Чинмоем медитативного песнопения “Invocation” (“Призывание”, “Заклинание” или “Моление”).

Характерной чертой “интегральной йоги” Шри Ауробиндо, составляющей основу учения Шри Чинмоя, является интегрирование творчества в медитацию с целью космического расширения сознания. Чинмой добавил еще и спорт. Кроме того, согласно Чинмою, человек, чтобы осознать свою божественность, должен самотрансцендироваться, то есть “выйти за рамки себя”, преодолеть собственную ограниченность. Отсюда характерное для участников движения Чинмоя стремление к рекордам (экстремальному самопреодолению) и в спорте, и в искусстве, и вообще во всех областях человеческой деятельности. Ученики должны тянуться за гуру - главным “рекордсменом”, который для того, чтобы доказать свое особое положение “преодолевшего”, “сидели” (добившегося оккультно-мистических “успехов”), использует примитивные трюки и обман. Он уверяет, что написал более 800 или даже 900 книг (пьесы, поэмы, рассказы, эссе, комментарии), создал 140000 “духовных” картин, 7000 духовных песен и композиций для флейты, пианино, виолончели и органа и более 30 тысяч стихотворений, причем однажды за сутки сочинил 843 стихотворения. Вот пример этой невероятной графомании:

Раскрыл давно я все секреты жизни,

И оставалась Тайна лишь во мне самом.

Но вот теперь незыблемо явилось:

Я сам - есть Путь, и Я - Душа, Я - Бог.

Подобные вирши, набранные очень крупным шрифтом, заполняют книжки Шри Чинмоя, которые могут состоять всего лишь из нескольких страниц (по “стиху” на каждой), но все равно идут в счет. Таким же образом фабрикуются и “достижения” в области живописи. К примеру, Чинмой объявил, что им написаны 13 миллионов птиц (из них 1 миллион в подарок Горбачеву). Полотна выставлялись и восхвалялись его учениками. На каждой картине - множество мелких закорюк, составляющих примитивные силуэты птиц. Трюк состоял в том, что птицей считалась (и соответственно подсчитывалась) каждая закорюка. Впрочем, когда на Чинмоя находит вдохновение, он действительно способен исступленно рисовать, писать стихи и сочинять музыку сутками напролет.

Центры Шри Чинмоя распространяют видеокассеты и фотоснимки, на которых тот демонстрирует “смертельные” цирковые номера: поднимает огромные контейнеры с книгами, слонов, грузовики, группы людей и прочие невероятные тяжести (например без комментариев сообщается, что он поднял рекордный вес в 3 тонны).

Еще одной побудительной причиной стремления гуру к рекордам является его непомерное тщеславие. Среди его проектов было, например, создание самых больших в мире барабана и цветочной гирлянды.

Таким образом, помимо медитации в обязанности приверженцев входят различные виды деятельности, требующие выдержки, и попытки в подражание учителю установить рекорд. Эти упражнения называются “личными достижениями по самопреодолению (самотрансцендированию)”. Например, медитировать непрерывно “в течение 10 000 минут”, сделать 10 000 поклонов перед “трансцендентальным портретом”, сорвать 10 000 цветов или сделать гимнастическую фигуру “колесо” 10 000 раз.

Чтобы сделаться учеником Шри Чинмоя, нужно начать посещать занятия в местном центре и практиковать медитацию, а по прошествии месяца, решившись быть преданным гуру, отослать ему заполненную анкету и фотографию, чтобы он мог на расстоянии дать инициацию. Шри Чинмой требует от своих последователей полного послушания: “Я хочу, чтобы каждая моя просьба воспринималась вами как приказ Господний. Если вы не станете повиноваться мне, у вас сначала разрушится душа, а потом вы умрете физически”. Единственный способ добиться расположения - это понравиться учителю: “Если вы нравитесь мне, тогда вы нравитесь Реальности, которая во мне. Тогда вы нравитесь Суприму”, “если вы не нравитесь мне… то ваша жизнь станет бесплодной пустыней”.

Кроме безоговорочной преданности от учеников требуется сокращение сна и половое воздержание. Свежезавербованным и внешним говорят о допустимости сексуального соединения в браке, если оно ведет к зачатию. “Продвинутым” всякие интимные отношения запрещены абсолютно. Брак Шри Чинмой в принципе не одобряет, так как родители отвлекаются на ребенка, концентрируя свое внимание на нем, а не на учителе. Последователи Чинмоя не должны также употреблять наркотики, алкоголь, табак и мясо (рыба то разрешается, то запрещается). Особое внимание последователи Шри Чинмоя обращают на гигиену. Считается, что гуру присутствует рядом с учеником во время его медитации, поэтому Необходимо предварительно принять душ. Поскольку спорт считается особым видом йоги, чинмойцы занимаются в многочисленных спортивных секциях, организуемых движением. Распространены занятия легкой и тяжелой атлетикой, плаванием, теннисом, велосипедным спортом. Неудивительно, что секта эта в наибольшей степени привлекает спортсменов. Одна из ведущих и растущих общин в России существует в Смоленском физкультурном институте.

Чинмойцы должны поддерживать свой местный центр. Наиболее преданные последователи переселяются из семей в общину и работают на расклейке плакатов и проведении различных мероприятий, сопровождаемых продажей книг Шри Чинмоя, репродукций его картин и записей его музыки. На Западе, где секта не избежала обвинений в мошенничестве, центры Шри Чинмоя занимаются различными видами коммерции, включая цветочную торговлю и рестораны с модной вегетарианской пищей. В России были устроены звукозаписывающие студии для распространения музыки Шри Чинмоя, открылось предприятие по выпуску легкой спортивной одежды с символикой движения. В Волгограде секте принадлежит кафе в Парке Победы. Все члены организации, за исключением высшего руководства, работают бесплатно.

3. Секта Шри Чинмоя в России

В США, Германии, России и других странах существует около 200 центров медитации, которыми руководит Шри Чинмой. Секта может действовать под прикрытием следующих организаций: “Комитет мира”, Oneness - World Peace - Family (“Единство - Мир во всем Мире - Семья”), Divine Enterprises (“Божественные предприятия”), “Клуб интегральной йоги”.

Первым миссионерским мероприятием движения Шри Чинмоя в СССР стала лекция швейцарца Вальтера Данцера (инициационное имя Абарита), состоявшаяся в московском ЦПКиО 27 июня 1990 года. В следующем году в конференц-зале Ленинской библиотеки прошли концерты французского ансамбля “Шри Чинмой сонг вейвз” (надо заметить, что российские библиотеки сделались у чинмойцев излюбленными местами для проведения вербовочных мероприятий). По территории СНГ путешествовали англоязычные миссионеры движения Чинмоя, распространяли его книги, показывали видеозаписи и фотоснимки, на которых гуру поднимает фантастические тяжести на тренажерах, музицирует, рисует, бежит марафон, медитирует, учит медитировать. Большое внимание уделялось контактам с административным чиновничьим аппаратом - от президентских структур до глав администраций небольших городов.

В России руководящие посты в движении постепенно заняли местные последователи Чинмоя. Единственным иностранцем в руководстве российского отделения секты остался ее глава - Абарита. Ему ассистируют российские лидеры, прежде всего Роза Косая (Лотика), фанатично преданная Шри Чинмою. Когда ей было около 18 лет, из арбатских панков она пришла в секту, где быстро заняла руководящее положение. Кроме того, к российскому руководству относятся Александра Ратнер (Шама), Ольга Алиханова, бросившая ради секты аспирантуру биофака МГУ, в который поступала три года, и бывший военный летчик Владимир Зубков. Некоторые из российских последователей Чинмоя ездят к нему за рубеж, сам же гуру в России никогда не был.

Иностранные центры секты поддерживают российские деньгами. Например, московский Центр Шри Чинмоя, расположенный в помещениях Государственной педагогической библиотеки им. Ушинского, ежемесячно получает 12 тысяч долларов США из Швейцарии (по сообщению бывшего члена секты).

В 1992 г. ученики Шри Чинмоя посвятили ему в московском Парке Горького одну из аллей (“Линию Мира Шри Чинмоя”) и “Дерево Мира”, вокруг которого стали устраивать ежегодную “Ходьбу Мира”. С того же года в течение по крайней мере четырех лет на парк транслировалась музыка Чинмоя. С целью вовлечения в движение Шри Чинмоя новых членов устраивались бесплатные катания детей на парковых аттракционах (на Западе раздавали сладости), после чего детей вместе с родителями приглашали на концерты и лекции. Предложение посетить мероприятия секты получали и участники “Бега Мира” из различных клубов бега, а участвовавшим в “Миротворческой акции Международный Бег Мира - 95” школьникам и студентам из Тулы, Москвы, Ярославля, Рязани и других российских городов выдавали майки с эмблемой движения Шри Чинмоя.

В результате правильной “кадровой политики” и грамотного “пиара” секта добилась в России значительных успехов: центры Шри Чинмоя действуют более чем в ста российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Рязани, Ульяновске, Перми, Ярославле, Хабаровске, Белгороде, Ижевске и других), особых конфликтов с властями и общественностью не было, в СМИ прошел единственный “разоблачительный” материал.

Это притом, что в Германии власти и общественность обеспокоены ростом числа случаев психических отклонений и самоубийств среди поклонников Шри Чинмоя. Например, журнал “Штерн” в 1995 году рассказал о истории 27-летнего студента-медика из Ганновера Клеменса Рюкерта, проведшего в секте 10 лет. За два дня до трагической гибели он передал своей матери слова Шри Чинмоя: “Мама, гуру сказал, что я умру в понедельник”. В этот день Клеменс медитировал много часов подряд, но смерть не шла. На следующее утро Клеменс то бродил, то бегал по квартире, бормоча: “О, Суприм, Суприм, Суприм…” Затем он наголо выбрил голову, кухонным ножом отсек себе ухо и выбежал на улицу. В роще неподалеку от дома Клеменс, низко склонясь перед захваченным с собой, залитым его кровью портретом гуру, вскрыл себе сонную артерию.

По свидетельству одного бывшего русского последователя гуру Чинмоя, который провел в секте несколько лет, заняв там высокое положение, 12 человек из числа ее знакомых, преданных учеников Чинмоя в России, также покончили с собой. Одной из причин, вызывающей психические расстройства у чинмойцев, пастор Томас Гандоу считает существующую в секте Шри Чинмоя так называемую медитацию “черной точки”. Медитирующий рисует на стене черную точку и садится напротив. Сначала он должен представить, что точка - это гуру, который на него смотрит. Затем он должен вообразить, что он сам является этой точкой. И, наконец, отождествив себя с гуру, посмотреть его глазами на себя самого из точки. Считается, что посредством концентрации мышления на одной точке должно достигаться единство с гуру:

Затем попытайтесь почувствовать, что ваше существование, ваше лицо, ваше сознание - все замещено мной. Как только вы сможете почувствовать, что все ваше прежнее существование полностью замещено мной, тогда вы достигнете нераздельного единства со мной, и моя сила воли неизбежно войдет в вашу жизнь.

Подобные опыты со своим сознанием могут привести к подавлению личности медитирующего и к расщеплению его психики.

В заключение следует отметить, что нет никаких сведений о том, что Шри Чинмой имеет посвящение какого-либо индуистского гуру и принадлежит какой-либо традиционной парампаре (ашрам Шри Ауробиндо, как уж отмечалось в восьмой главе, к таковым не относится).

Не пытайся изменить мир. Ты потерпишь неудачу,
постарайся полюбить мир. И вот - мир изменился.
Изменился навсегда.
Шри Чинмой

Шри Чинмой. Филосифия « Путь сердца».

Шри Чинмой - выдающийся философ, художник, мастер афоризмов, который посвятил себя служению людям. Через свою живопись и музыку, доносит людям идеи своего внутреннего мира, делится внутренним богатством, учит тому, что любовь - это прямой путь к достижению Всевышнего. Интенсивная духовная практика включает в себя продолжительные медитации, результатом которых становятся картины и музыка.

Достичь духовного прогресса, по учению Шри Чинмоя , можно простым путем, и этот путь - путь сердца. Духовность, преобразование мира, основные посылы в творчестве.

Шри Чинмой. Искусство Джарна-Кала.

Шри Чинмою принадлежит авторство более 200 тысяч картин! Свое искусство он называл Джарна-Кала , что обозначает « Фонтан искусства». Выполнена живопись при использовании различных инструментов: это и намотанная на палочку вата, и поролоновая губка, кисти, фломастеры. Картины очень яркие, несущие свет, вселенскую любовь и благодать. Шри Чинмой писал свои произведения быстро, спонтанно, это пример безграничного творческого потенциала!

Музыка Шри Чинмоя и ее целебное воздействие на человека.

Являясь автором более 20 тысяч песен на различных языках, Шри Чинмой обладал даром игры на более чем 170 музыкальных инструментах. Одухотворенная музыка этого удивительного человека покорила многих, даже самых искушенных любителей.

Внешний покой и духовная красота этих произведений, по данным физиологический исследований, проводимых физиологом В.В.Лесничим , оказывают положительное влияние на психофизическое состояние человека. Люди, наблюдающие картины или слушающие музыку Шри Чинмоя , успокаивают психику, наполняют себя здоровьем и новой энергией.

Значение цвета картин Шри Чинмоя. Тренажеры для глаз.

Очень много споров разворачивалось по поводу значения цвета его картин , почему же автор придавал картинам такую яркость, насыщенность, что иногда его картины называли своеобразным тренажёром для глаз ?

Сам же художник был уверен, что пользу может принести тот цвет, который выбрал сам человек.

Например, по словам Шри Чинмоя , « чтобы исправить свои недостатки, можно сконцентрироваться на цветах, но точно нельзя сказать, что именно они помогают от этого».

Шри Чинмой советовал выбрать цвет, от которого появляется внутренняя радость и от которого становится легко.

Сконцентрировавшись на этом цвете и почувствовав его уже в себе, удастся избавиться от боли, беспокойства, которые сменит радость и восторг.

Освобождение души.Образ птицы.

Образ Птицы - души , занимает особое место в творчестве Шри Чинмоя . Рисунков птиц, у художника наберется несколько сотен, но они все уникальны по настроению, характеру.

Это своеобразное выражение души, стремящееся выйти за пределы, вперед, к освобождению.

Тайны творчества художника.

Живопись художника лишена стремления поразить, добиться признания, эти картины рождены спонтанно, без следования канонам живописи и художественных школ. В одной картине могут присутствовать и холодные и теплые тона, даже самые несочетаемые в классической живописи, создают прекрасную картину гармонии. Весь спектр приносит человеку, смотрящему полотно, радость общения с картиной. Никакого расчета, только фонтан искусства !

Во время своего творчества, Шри Чинмой находился в созерцательном состоянии, говорил, что его ум в такие моменты совершенно пуст, безмятежен и спокоен.

Еще многие поколения будут черпать заряд вдохновения от работ этого автора , со своей философией, своим постижением мира.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

31.12.2018
Заканчивается 2018 год, год желтой собаки и наступает 2019 год желтой свиньи. Резвая и веселая собака передает бразды правления сытой и спокойной свинье.

31.12.2017
Дорогие друзья, в последний день 2017 года огненного петуха хотим вас поздравить с наступлением Нового 2018 года, года желтой собаки.

31.12.2016
В наступающем новом 2017 году желаем, чтобы огненный петух принес вам удачи, счастья и ярких и позитивных впечатлений во время путешествий.

31.12.2015
В последний день уходящего хотим поздравить вас с наступлением 2016 года, года энергичной и веселой обезьяны.

16.10.2015
16 Октября 2015 был украден памятник народному артисту Советского Союза Евгению Леонову.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Речной вокзал

Сдан: 1993 г.

Описание

С виду обычное дерево, простой каштан. Но каштан каштану рознь. А этот каштан особенный. Он включен в Международную миротворческую программу ООН и является монументом мира. Рядом с деревом находится камень и металлическая табличка с надписью “Дерево мира. Посажено 9 мая 1993 г. в честь Всемирного Бега Мира, несущего идеалы Мира, Единства, Согласия и Гармонии. Включено как монумент мира в Международную миротворческую неправительственную программу при ООН Соцветие мира Шри Чинмоя”.

История создания

Каштан был посажен в 1993 году последователями спортсмена Шри Чинмоя, который так же был и философом. С 1989 года по всему миру стали появляться места, включенные в Соцветия мира Шри Чинмоя. Он путешествует по миру и места, в которых он медитирует, попадают под его духовную защиту. Таким образов в парке дружбы появилось дерево мира.

Как добраться

На станции метро Речной вокзал выходите из заднего вагона из центра. Выйдя на улицу, обходите здание метро, и вы попадаете в Парк дружбы. Практически у входа в парк вы с легкостью найдете этот Клен.

Президент - Щепелина Наталья Анатольевна.

Культ Шри Чинмоя: общие сведения

Культ Шри Чинмоя - учение, основанное индийским гуру Чинмой Гумар Гхошем. Доктриной культа является вариант “интегральной веданты” Шри Ауробиндо. Согласно учению Шри Чинмоя, под его водительством духовно незрелый человек должен реализовать свою потенциальную божественность. Себя Шри Чинмой провозгласил совершенным гуру, полностью реализовавшим в себе Бога, и очередным воплощением Божественного Сына вслед за Христом, Кришной, Буддой и другими. Бог, или Суприм (англ. “Верховный”, “Высочайший”), как чаще всего называет его Шри Чинмой, имеет два начала: мужское и женское; Бог - это просветл`нная сущность человека, его истинное “само”, лежащее по ту сторону его чувственного “я”. Обращение от “я” к “само” возможно путем медитации. Чинмой пишет:

“Цель медитации - осознание Бога, или сиддхи, что значит открытие себя в самом высоком смысле этого слова. Одновременно человек осознает свою тождественность с Богом”.

В центре учения Шри Чинмоя о спасении стоит он сам: без абсолютной преданности гуру ученик не может преодолеть свое “я” как главную преграду на пути к реализации самобожественности. Чинмою приписываются богоподобные способности и качества. Его приверженцы верят, что он обладает “универсальным сознанием”, которое делает для него доступными все уровни сознания. Путем соединения и слияния со Шри Чинмоем и послушного следования его указаниям якобы достигается освобождение от кармической тяжести, которую Чинмой обещает взять на себя, а также развитие высшего сознания и просветление. Преданность учителю иррациональна и достигается через “жизнь сердца”. Согласно учению Шри Чинмоя, духовное сердце (“престол любви и чувства всемирного единства”) должно подчинить себе интеллект - “престол смятения и сомнения”. В качестве метода рекомендуется сосредоточиваться на одном объекте, практикуя, посредством медитации, “остановку мышления” и вызывая из “духовного сердца” некие “духовные силы”, которые необходимо направить в область “третьего глаза”, расположенного в центре лба. Объектом для концентрации обычно служит “трансцендентальный портрет” Шри Чинмоя - фотография гуру в момент медитации.

Согласно Чинмою, человек, чтобы осознать свою божественность, должен самотрансцендироваться, то есть “выйти за рамки себя”, преодолеть собственную ограниченность. Отсюда характерное для участников движения Чинмоя стремление к рекордам (экстремальному самопреодолению) и в спорте, и в искусстве, и вообще во всех областях человеческой деятельности. Ученики должны тянуться за гуру - главным “рекордсменом”. Он уверяет, что написал более 800 или даже 900 книг (пьесы, поэмы, рассказы, эссе, комментарии), создал 140000 “духовных” картин, 7000 духовных песен и композиций для флейты, пианино, виолончели и органа и более 30 тысяч стихотворений, причем однажды за сутки сочинил 843 стихотворения.

Кроме безоговорочной преданности от учеников требуется сокращение сна и половое воздержание. Свежезавербованным и внешним говорят о допустимости сексуального соединения в браке, если оно ведет к зачатию. “Продвинутым” всякие интимные отношения запрещены абсолютно. Последователи Чинмоя не должны также употреблять наркотики, алкоголь, табак и мясо (рыба то разрешается, то запрещается). Особое внимание последователи Шри Чинмоя обращают на гигиену. Считается, что гуру присутствует рядом с учеником во время его медитации, поэтому необходимо предварительно принять душ. Поскольку спорт считается особым видом йоги, чинмойцы занимаются в многочисленных спортивных секциях, организуемых движением. Распространены занятия легкой и тяжелой атлетикой, плаванием, теннисом, велосипедным спортом.

Основатель и руководитель - Чинмой Кумар Гхош.

Центры последователей Шри Чинмоя существуют в США, Индии, Германии, Бельгии, России, Украине, Беларуси и других странах. Группы адептов Чинмой активно действуют в следующих городах России: Астрахань, Белгород, Владимир, Волгоград, Иваново, Калининград, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Новгород, Пермь, Рязань, Смоленск, Тверь, Ижевск, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Хабаровск, Ярославль.

Адепты Чинмоя утверждают, что их организация не является религиозной. Но именно религиозный характер учения Чинмоя легко доказывается его же книгами. Учение представляет собой смесь проповеди единства человека и бога (теория "Единой сущности"), единства богов различных религий, учения о карме и реинкарнации (перевоплощении), медитативной практики. Целью яв­ляется единостановление с "Богом", "внутренняя за­вершенность", тем време­нем Чинмой мог бы осво­бождать от тяжести кар­мы. Согласно Чинмою, Бог - это светлое существо челове­ка.

Шри Чинмой

Чинмой Кумар Гхош родился в 1931 г. в Бенгалии (на территории нынешней Бангладеш). С 1942 по 1964 гг. он жил в ашраме Шри Ауробиндо, где, по его собственным словам, достиг “высшего уровня состояния сознания” еще в 12-летнем возрасте. В 1964 г. Шри Чинмой с миссией Фонда Шри Ауробиндо переехал в США, где работал секретарем в индийском консульстве в Нью-Йорке и участвовал в издании религиозно-философского журнала. В 1971 г. Чинмой создал ассоциацию “Церковь Шри Чинмоя”, В том же году при поддержке Генерального секретаря ООН (1962-1971 гг.) буддиста У Тана организовал в ООН “Группу медитации”, которая стала коллективным членом “Комитета по проведению праздников для сотрудников Организации Объединенных Наций”. На основании этого Чинмой заявляет, что является “духовным советником” ООН. Однако его “Группа медитации” (в числе прочих многочисленных религиозных групп) предлагает дважды в неделю занятия сотрудникам аппарата и представителям государств-участников ООН, в здании которой в Нью-Йорке арендует специально предназначенное для этого помещение. В 1975 г. Ассоциация Шри Чинмоя была принята в ООН в качестве неправительственной организации, а “Группа медитации ООН” получила в 1977 г. право использовать эмблему ООН. С тех пор символика Шри Чинмоя всегда изображается на фоне флага ООН.

С 1983 г. Шри Чинмой начал проводить два раза в месяц так называемые “Медитации Мира ООН” и устраивать массовые международные мероприятия: “Марш Мира” (1983 г.), “Концерты Мира” (начиная с 1984 г.) и “Ходьбу Мира”, которая была изобретена Шри Чинмоем в Международный год Мира (1986 г.). После 1986 г. спортивная “Ходьба Мира” проводится по возможности ежегодно. Начиная с 1987 г. каждый год или два организуется “Бег Мира”, предполагающий факельную эстафету, участники которой во время бега “медитируют за мир во всем мире”, а присоединиться к бегунам призывается всякий, готовый “подумать о любви ко всему живому”. В результате американские журналисты прозвали Шри Чинмоя “бегущим гуру”.

Шри Чинмой встречался с самыми высокопоставленными людьми, включая, естественно, и супругов Горбачевых. Шри Чинмой написал о Горбачеве книгу, фотографии для которой по его специальному заданию собирали все его русские ученики.

Начиная с 1989 г. по всей планете он посвятил миру и лично себе около 800 так называемых “Соцветий мира Шри Чинмоя”, на которые он медитирует и которые как бы находятся под его духовной защитой. В качестве этих “Соцветий мира” выступают памятники, деревья, горы, реки, озера, водопады, мосты, стадионы, аэропорты, парки, города. 26 стран и более 250 городов названы “Местами Мира Шри Чинмоя”, среди них Оттава, Мельбурн, Сидней. Шри Чинмой желает, чтобы ему были посвящены все столицы мира. Самые оригинальные “Соцветия мира” - российско-норвежская граница, российский же теплоход “Карелия” и поезд “Кишинев-Москва”. При объявлении чего-нибудь “Соцветием Мира Шри Чинмоя” между муниципальными или государственными властями и представителями местного Центра Шри Чинмоя заключается письменный договор и составляется специальная декларация. В России Шри Чинмою посвящены Байкал, Енисей, города Дзержинск под Москвой и Сосновый Бор под Петербургом (в последнем расположена атомная станция), один из центральных районов Петербурга и набережная реки Томь в Кемерове.

29 августа 1993 г. Шри Чинмой открыл 5-минутной медитацией Второй всемирный конгресс религий в Чикаго.

В США, Германии, России и других странах существует около 200 центров медитации, которыми руководит Шри Чинмой. Организация может действовать под прикрытием следующих организаций: “Комитет мира”, Oneness - World Peace - Family (“Единство - Мир во всем Мире - Семья”), Divine Enterprises (“Божественные предприятия”), “Клуб интегральной йоги”.

Последователи Шри Чинмоя в России

Первым миссионерским мероприятием движения Шри Чинмоя в СССР стала лекция швейцарца Вальтера Данцера (инициационное имя Абарита), состоявшаяся в московском ЦПКиО 27 июня 1990 г. В следующем году в конференц-зале Ленинской библиотеки прошли концерты французского ансамбля “Шри Чинмой сонг вейвз”. По территории СНГ путешествовали англоязычные миссионеры движения Чинмоя, распространяли его книги, показывали видеозаписи и фотоснимки.

В 1992 г. ученики Шри Чинмоя посвятили ему в московском Парке Горького одну из аллей (“Линию Мира Шри Чинмоя”) и “Дерево Мира”, вокруг которого стали устраивать ежегодную “Ходьбу Мира”. С того же года в течение по крайней мере четырех лет на парк транслировалась музыка Чинмоя. С целью вовлечения в движение Шри Чинмоя новых членов устраивались бесплатные катания детей на парковых аттракционах (на Западе раздавали сладости), после чего детей вместе с родителями приглашали на концерты и лекции. Предложение посетить мероприятия получали и участники “Бега Мира” из различных клубов бега.

В городах России стали проводиться выставки картин Шри Чинмоя. Особенно часто он изображает птиц, считая, что они несут людям послание свободы и мира. Так, в августе 1996 г. по инициативе астраханского центра Шри Чинмоя в этом городе в литературном музее Чернышевского прошла выставка картин Чинмоя под названием "Джарна Кала", что в переводе означает - река всеобщей красоты. В ноябре 1996 г. в Омске в доме детского творчества Куйбышевского района прошла выставка из 40 акриловых картин и 10 графических работ Чинмой.

В результате правильной “кадровой политики” и грамотного “пиара” организация добилась в России значительных успехов: центры Шри Чинмоя действуют более чем в ста российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Рязани, Ульяновске, Перми, Ярославле, Хабаровске, Белгороде, Ижевске и других), особых конфликтов с властями и общественностью не было.

Организация в Иркутске

В Фонд Шри Чинмоя существует с 1992. Некоторые последователи учения работают в цветочных магазинах. В частности, в магазине, расположенном на остановке “Чайка”, можно увидеть портрет гуру и написанные цитаты. В цокольном помещении магазина “Лотос” проводились семинары и медитации.

Фонд проводит выставки картин Шри Чинмоя. Так, в 2005 прошла выставка в “ ”, в рамках которой были проведены мастер-классы. В 2008 г. выставка “Птицы -Души” состоялась в галерее “Арт-Хаус”. Кроме этого, некоторые иркутские музыкальные коллективы исполняют песни, написанные Чинмоем. С 1991 Иркутск стал участником мероприятия “Бег Мира” - международной факельной эстафеты. При этом не афишируется причастность Шри Чинмоя к эстафете, заявляется лишь, что “Бег Мира” пропагандирует здоровый образ жизни и способствует развитию массового спорта. Мероприятия получают поддержку властей, а также широкое освещение в местных СМИ.

Мнения экспертов

Алексей Владимирович Мишин , главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления и правительства по связям с общественностью и национальным отношениям:

"Представители Центра Шри Чинмоя приходили в наш отдел, чтобы получить разрешение на проведение “Бега Мира”. Скорее всего, состав организации обновляется, не имея постоянных адептов. Не исключено, что эти люди интересуются восточными учениями, не представляя собой жестко структурированную организацию. Что касается магазинов, то деятельность не вызывает вопросов, поскольку сотрудники не вносят в работу религиозные моменты. Если бы они призывали поклоняться Чинмою, это был бы совсем другой разговор".

Из экспертного заключения руководителя Душепопечительского центра для лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма иеромонаха Анатолия Берестова от 23 октября 1998 г. на характер деятельности адептов Шри Чинмой, выполненное по запросу правления РОО "Центр поддержки духовных инициатив":

"Движение последователей Чинмой представляет собой религиозное течение маргинального неоиндуистского характера. Центром поклонения и вероучения является сам основатель движения индус Чинмой. Учение Чинмой бесспорно является чисто религиозным (религиозная основа самого вероучения, мантры, "открытие третьего глаза", возможность проведения инициации заочно или на удалении и др.). По своей сути учение Чинмой является антагонистическим по отношению к тем духовно-нравственным, культурным и религиозным ценностям, которые традиционно сложились в России. Духовность подобного рода является, совершенно очевидно, духовностью со знаком "минус", разрушительной, деструктивной духовностью. Поэтому представлять это течение как общественное, культурологическое, "общечеловеческое" и т.п. было бы ошибочно и недопустимо. Вне зависимости от того, под каким прикрытием работает та или иная группа последователей Чинмой (кружок рисования, спортивное мероприятие, концерт "духовной музыки" и т.п.), под бы названием она прячется, религиозная суть организации и учения неизменна и преимущественна. И цель здесь одна - обманная вербовка в свою секту".

Из экспертного заключения заместителя председателя Комитета по спасению молодежи (г. Москва) С.В. Романюк , №95 от 2 сентября 1998 г., о характере вероучения и деятельности групп последователей Шри Чинмой:

“Движение Чинмой - это, в значительной степени, коммерческое предприятие, своего рода "поп-религия", приносящая огромные дивиденды его основателю. Организация характеризуется культом личности руководителя, строгой централизацией, жесткой дисциплиной и групповым давлением. Учение Шри Чинмой носит антагонистический характер по отношению к традиционным культурным, духовным, религиозным и нравственным ценностям России. Поэтому регистрация этой именно религиозной организации в качестве общественной недопустима”.

А.Л. Дворкин, сектовед:

“В Германии власти и общественность обеспокоены ростом числа случаев психических отклонений и самоубийств среди поклонников Шри Чинмоя. Например, журнал “Штерн” в 1995 г. рассказал о истории 27-летнего студента-медика из Ганновера Клеменса Рюкерта, проведшего в секте 10 лет. За два дня до трагической гибели он передал своей матери слова Шри Чинмоя: “Мама, гуру сказал, что я умру в понедельник”. В этот день Клеменс медитировал много часов подряд, но смерть не шла. На следующее утро Клеменс то бродил, то бегал по квартире, бормоча: “О, Суприм, Суприм, Суприм...” Затем он наголо выбрил голову, кухонным ножом отсек себе ухо и выбежал на улицу. В роще неподалеку от дома Клеменс, низко склонясь перед захваченным с собой, залитым его кровью портретом гуру, вскрыл себе сонную артерию.

Одной из причин, вызывающей психические расстройства у чинмойцев, пастор Томас Гандоу считает существующую в секте Шри Чинмоя так называемую медитацию “черной точки”. Медитирующий рисует на стене черную точку и садится напротив. Сначала он должен представить, что точка - это гуру, который на него смотрит. Затем он должен вообразить, что он сам является этой точкой. И, наконец, отождествив себя с гуру, посмотреть его глазами на себя самого из точки. Считается, что посредством концентрации мышления на одной точке должно достигаться единство с гуру”.

Статьи по теме: